Родился Алексей Егорович Соколенко

ТВОРЧЕСТВО ЯРКОЕ И ОТКРОВЕННОЕ

Алексей Егорович Соколенко – известный ставропольский художник, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат всероссийских и региональных премий, живописец, график. Любителям изобразительного искусства, художникам, скульпторам и всей творческой общественности не понаслышке известно это имя. Его талант проявился в разных видах и жанрах изобразительного искусства – в области портрета, сюжетной композиции, натюрморта, пейзажа, выполненные маслом и акварелью, реже – темперой и фломастером. Это художник поистине большого лирического дарования.

Как писала Катарина Валеева, одна из учениц Алексея Егоровича, для своих учеников он «был простым  человеком,  без чванства и звёздности, совсем не богемный. И внешне простой крепкий мужик, для нас тогда – добрый дед, мы его так за глаза и звали «наш дед»  или ласково – «Егорыч»... был именно такой – свой, родной, «наш дед»… был очень хорошим и настоящим художником». Для своих учеников он делал очень много:  добивался лучшей аудитории, производил в ней  сам ремонт,  помогал делать подрамники, планшеты, натягивать холсты, пилил багеты для рам и оформления дипломных работ (картин). Соколенко являлся эмоциональным и неравнодушным человеком, уделяя каждому внимание.

 «…Алексей Егорович  нам всем был и за маму, и за папу, и даже больше. Редкий родитель так внимательно относится к своим детям, как он относился к нам.  Как и во всех семьях, у нас всякое бывало, были и ссоры и недопонимания в группе, но всё равно мы одна семья, сплочённая».  

Живопись Соколенко разительно отличалась от общепринятых критериев реализма и даже соцреализма. Декоративность, яркость чистых цветов, на первый взгляд – грубая покраска больших пятен, на самом деле – тонкие и верно взятые цветовые отношения.

Родился Алексей Егорович 3 марта 1938 года в селе Овощи Ставропольского края в большой крестьянской семье. Впоследствии он вспоминал: «Я – крестьянский сын, мне близки устои крестьянской жизни, её быт, традиции». Детство Соколенко пришлось на тяжёлые военные и послевоенные годы. С ранних лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием семьи, малой родины, разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. В 1959 году он поступил в Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. В 1964 году, закончив обучение, вернулся в Ставрополь, где преподавал в детской художественной школе. Алексей Егорович неоднократно становился участником городских, краевых, зональных, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. С 1980-го по 1988 год являлся председателем правления Ставропольского краевого отделения Союза художников РСФСР. С 1981-го по 1986 год – член правления Союза художников СССР. С 1987-го по 1992 год – секретарь правления Союза художников РСФСР. С 1981-го по 1986 год – член ревизионной комиссии Союза художников РСФСР. Делегат VI съезда Союза художников РСФСР (1987) и VII съезда Союза художников России (1993). Депутат краевого Совета трудящихся XIX и XX созывов. С 1994 года преподавал в Ставропольском краевом художественном училище. В 2006 году стал лауреатом премии губернатора Ставропольского края в области изобразительного искусства им. В. Г. Клёнова за картину «Беслан». Награждён медалью Советского фонда мира, золотой медалью (за вклад в отечественную культуру) ВТОО «Союза художников России».

Произведения Соколенко экспонировались на многих художественных выставках в нашей стране и за её пределами. Естественно и закономерно пришли к художнику широкое признание и популярность.  В его работах отчётливо видно истинное величие мастера.  Кажущаяся простота произведений Алексея Егоровича доступна немногим. Эта простота с «обратной» перспективой в сложность и многозначность. Многокрасочная палитра живописца удивительно точно передаёт самые разнообразные состояния природы. Неиссякаемый жизненный оптимизм, искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.

Соколенко был сильный духом, с твёрдым характером, не избегал неудач, всегда добивался своего усердием и трудом. Он не побоялся в послевоенное время, никого не слушая, не имея связей и не страшась промахов, просто ощущая острую необходимость быть художником, работать, доверяя только своей интуиции и  чувствам. В картинах Алексея Егоровича подкупают добротная реалистическая манера, контрастный эмоциональный настрой произведений, монументальность содержания и внутреннего энергетического состояния.

В период преподавательской деятельности им было создано немало работ. Он рассказывал о своём времени, отображал на холсте мир таким, каким его видел и чувствовал. Сам художник говорил: «Когда я начинал писать, то забывал всё – только натура, только жизнь, но ярко, декоративно». Его принципом было отображать то, что он лучше всего знал, что сам видел, о чём говорил с близкими ему людьми. Сначала языком кисти и красок в своих произведениях, а потом пришло осознание, что надо сохранить память о семье для будущего, написав биографический очерк.

Главной темой творчества Соколенко было воспроизведение и понимание крестьянского уклада жизни, традиций большой семьи. В семейную тематику входят следующие картины художника: «Рисунок отца», «Пацаны», «Семья», «Портрет матери», «Вечерние воспоминания», «Семейный портрет. Дочь Александра, внучка Лиза и кот Филимон». Незамысловатая внешне, но по сути символичная «Семья», где за большим столом собралась большая родня, а на переднем плане – Отец… Обобщённый образ самого главного на земле. Этой картиной Алексей Егорович, видимо, хотел напомнить о роли конкретной личности, отдельной семьи в государстве.

Творчество художника в духовном отношении – это связь с землёй, с крестьянской средой. В профессиональном отношении оно заключается в реалистической передаче натуры. Живое взаимодействие этих традиций позволяет Соколенко убедительно донести до зрителя своё понимание Родины и человеческой духовности в разных темах, связанных с простым человеком, живущим в согласии с окружающим его миром.

Светлый, чистый, несколько наивный, но полный надежд мир детства – любимая тема Алексея Егоровича. Красота его картин – в естественности, ясности понятных и памятных вещей. Исполненные с теплотой, они открыто проявляют такие черты художественного мировосприятия художника, как  нежность и лиричность. Герои полны непосредственности и любознательности, внутреннего покоя, согласия с собой. Это такие работы, как «Девочка с цветком», «Сашка», «Захар и Паша», «Коля Линёв» и другие.

Соколенко великолепно работал в жанре пейзажной живописи, прорисовывая родную природу Ставрополья, страстная влюблённость в которую сквозит в каждом его штрихе. Степи, балки, живописные луга и возвышенности раскрывают в его произведениях синтетический образ Родины, в котором находит свое отражение не только красота природного окружения, но и выражается личностное отношение художника к миру. И насколько разнообразна и богата природа Ставропольского края, настолько же разнообразны её воплощения в многочисленных картинах Алексея Егоровича. Сельская тема вошла в творчество Соколенко с первых его набросков и этюдов. Алексей Егорович вырос в селе и с детства испробовал колхозный труд. Через весь свой жизненный путь он пронёс неисчерпаемую любовь к людям, выросшим и работающим на земле, к незатейливым местным пейзажам. Красота сельского Ставрополья прекрасно передана в работах «Дочь чабана», «Семья чабана», «На летнем выпасе», «Чабан А. И. Андрюшенко». Они подкупают простотой и естественностью, в них нет надуманных деталей, всё – как в жизни. В пейзажах художника выражено непреходяще ценное: образ «малой родины» в природе, неотделимой от носителя человеческой жизни.

В жанре пейзажной живописи Соколенко после поездки по Волге и посещения ряда древних русских городов проявил интерес к архитектуре. Это проявилось в серии его картин, посвящённых Владимиру, Суздалю, Плёсу, Костроме, Ярославлю, и во многих акварелях, в которых запечатлён неповторимый облик Петербурга. В жанре портрета, являющегося для Алексея Егоровича любимым, мастер создал ряд полотен, где свежесть непосредственного восприятия сочетается с обобщённостью видения, с жизнью людей. Таковы «Портрет девушки», «Девочка с ирисом», «Материнство», «Рационализатор» и другие. Портреты кисти Соколенко полны обаяния и искреннего отношения художника к своим героям.

И ещё один  мотив проходит через всё творчество мастера – это тема материнства, которую он раскрывает с большим разнообразием и огромной теплотой. Картина «Портрет матери» открывает серию женских образов: «…женщина-мать («Кормление ребёнка», «Материнство», «Ожидание»), женщина-труженица (портрет доярки Нины Васильевны Гейко, «Подруги, доярки колхоза «Победа» Петровского района Люба Жлоба и Валя Смирнова») – главные аспекты воплощения этой темы. Особенно близок А. Е. Соколенко духовный мир сельской женщины… Через характеристику женских лиц он стремится передать ощущение доброты, извечно светлое материнское отношение к миру, которое так согревает живущих («Мать», «Бабушкина комната», «Наталья Трофимовна Кузнецова с внуком Лёней»)».

Во всех жанрах, в которых работал Алексей Егорович, простыми средствами описано всё то, что его окружало и было близко ему. Он всегда трудился в соответствии со своими впечатлениями от увиденного. Мастер верил жизни, окружающему миру, принимал его таким, какой тот есть. И как сам делился в воспоминаниях: «Писать так, чтобы ощущался сок жизни».

10 сентября 2011 года Соколенко ушёл из жизни. В памяти своих родных, близких, учеников и коллег он навсегда останется замечательным художником, который работал откровенно, ярко, как чувствовал…

Л. П. Ермоленко, кандидат исторических наук, доцент СКФУ;

А. А. Пимичева, студентка СКФУ

// Ставропольский хронограф : краевед. сб. – Ставрополь , 2019. – С. 113–118.