Беседы с искусствоведом Ольгой Бендюк

пятница, 17 ноября, 2017 - 13:00

Идея о беседах с искусствоведом Ольгой Бендюк по истории искусства реализовалась в феврале 2010 года. За прошедшие 8 лет прозвучало 38 разных тем.

Эти встречи – возрождение одной из ярких культурных традиций города Ставрополя, бытовавшей в среде творческой интеллигенции города на рубеже XIXначала XX века, создание неформального клуба, участниками которого являются жители города, – где в рамках встреч идет знакомство с историей изобразительного искусства и художественной культурой, в том числе художественной культурой города прошлого и настоящего.

Курс лекций представляет собой иллюстрированный, последовательный, системный материал, в ходе которого идет знакомство с основами и историей зарождения видов и жанров изобразительного искусства. Каждый год имеет свою тему, включает цикл тематических лекций («вводные» циклы, «виды и жанры», «архитектура» и пр.).

Прилагаемый перечень поставленных тем отражает тот необычный ракурс рассмотрения. Например: «Интерьер – загадка живописи или мир внутри стен», «Автопортрет. Звук сегодня – эхо навсегда», «Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти. Сотворение мифов», «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина».

Глубокая эрудиция позволяет Ольге Борисовне проводить интересные параллели, пересечения и противопоставления при широком охвате тем, систематическом изложении материала и глубине проникновения в проблему. За период встреч сформировался коллектив слушателей разной возрастной категории. Это слушатели, интересующиеся вопросами искусства и культуры, но не имеющие художественного образования, студенты различных учебных заведений города, пенсионеры. Беседы с Ольгой Борисовной интересны и специалистам: художникам, фотографам, журналистам, преподавателям Ставропольской художественной школы, художникам.

Проводимый в течение ряда лет лекторий является единственным в городе и крае, специализированным курсом по изобразительному искусству, достойным стен Эрмитажа.

За прошедшие годы были рассмотрены следующие темы:

История и смена стилей в искусстве: Человек в мировой художественной культуре. Сущность искусства. Цвет и символ в искусстве.

История и смена стилей в искусстве: архитектура.

Архитектурная летопись Ставрополя: от крепости до столицы края.

Модель мира в центре древних цивилизаций: Двуречье, Египет, античный мир.

Россия–Франция: Асимметрия художественного образа.

Испания. Путевые заметки.

Храм как мир. Мир как храм.

Костюм как история цивилизаций.

Япония: Искусство страны солнечного начала.

Китай: В поисках Дао. Искусство Поднебесной.

Из XIX-го в век XX: художественные поиски и эксперименты в «железный» XIX век.

Свободный полет форм – основные направления в искусстве ХХ века.

Дизайн: ремесло или искусство?

На грани реального: архитектура ХХ века.

Архитекторы ХХ века.

Перспектива: преломление сознания.

Точка: преображение во времени и пространстве.

Цветная тень света.

По спирали времени: происхождение и развитие орнамента.

Натюрморт: мертвая природа или тихая жизнь предметов.

Интерьер – загадка живописи или мир внутри стен.

Автопортрет. Звук сегодня – эхо навсегда.

«Хочу у зеркала я выпытать... » или история романа Зеркала и Человека.

Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти. Сотворение мифов.

Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти. Сотворение мифов. XIX–XX век.

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина.

Белые ночи Русского Севера: Соловки, Валаам, Вологда.

Искусство – это сборище случайных людей, специально туда попавших.

– Искусство красть искусство: подделки, кражи, вандализм. Часть 1

Искусство красть искусство: кражи, вандализм. Часть 2

Плагиат или «всё украдено до нас».

Португалия: «Место, где земля кончается и начинается море».

Две столицы Португалии: «в Порту работают, в Лиссабоне отдыхают».

На войне как на войне. Художники-участники, очевидцы, интерпретаторы.

– Нетуристическая Мексика.