Китай: В поисках Дао. Искусство Поднебесной

воскресенье, 29 мая, 2011 - 04:00

29 мая 2011 года прошел последний семинар уходящего учебного семестра искусствоведа Ольги Бендюк по истории искусства «Китай: В поисках Дао. Искусство Поднебесной», посвященный стране великой древней цивилизации, открывшей миру тайны производства фарфора, шелка, бумаги.

Ольга Бендюк раскрыла тему эволюции искусства в Китае через мифологию и философию – конфуцианство и даосизм, объяснила его развитие по эпохам, связанным со сменой династий,  что хорошо прослеживается в архитектуре и скульптуре.

Мировоззрение и мироощущение китайцев всегда существенно отличалось от европейского.  В этой стране не было последовательного развития смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имело в Китае признаков “длительности”, а искусство – эволюции.

Предметом китайского искусства становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Центральное место в китайском искусстве занимает пейзаж – изощренная техника рисования кистью и тушью гор, водопадов, растений.

Религия считалась искусством жизни, созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой.  Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье – созерцать гору у ее подножия.

Страна прошла этапы рабовладельческого строя, феодальной раздробленности Средневековья. С XIV века Китай подвергается захвату Монголией,  в XVII веке – Манчжурией, с XIX века превращается в полуколониальную страну в результате Опиумной войны.  В XX веке она проходит через буржуазно-демократическую революцию, период культурной революции. И заключительный потрясающий аккорд – созерцание масштабных архитектурных сооружений XXI века в столице Китая: терминал пекинского международного аэропорта “дракон” британского архитектора, Пекинской оперы “яйцо” французского архитектора и Пекинский Национальный стадион Наячао “Птичье гнездо” швейцарских архитекторов.