11 апреля 2012 года в библиотеке им. Лермонтова состоялся круглый стол, посвященный Году российской истории

среда, 11 апреля, 2012 - 04:00

2012-й год объявлен Годом российской истории. На этот  год выпадает несколько важнейших исторических юбилеев: 1150 лет зарождения российской государственности, 200 лет со дня Бородинского сражения, 210 лет Кавказско-Ставропольской губернии и другие.

Помнить, ценить и уважать, но самое главное, знать историю своей страны нужно не только в связи с памятными датами. О задачах и проблемах исторического образования школьников говорили на круглом столе «Вопросы совершенствования преподавания истории в школе». Своими мыслями, идеями и опытом делились учителя истории и обществознания, собравшиеся со всего края, а также сотрудники библиотеки.  Ведущий – заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Георгиевна Масюкова.

Одним из актуальных вопросов в исторической науке и образовании является сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Значимое направление деятельности педагогов-историков и обществоведов  – осмысление попыток фальсификации истории России и противодействие им. С этой проблемой познакомил участников круглого стола Сергей Андроникович Мамасьян, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук СКИРО ПК и ПРО.

Вопрос о том, как сегодня преподавать историю школьникам, волнует и родителей, и учителей. Участники круглого стола поделились своим опытом, собственными новыми и интересными методами, применяемыми на практике. Об изучении истории повседневности, практикуемом в Ставропольском государственном университете, рассказал доцент кафедры историографии и источниковедения Ирина Сергеевна Иманаева. Термин «повседневная история» зародился в Германии в начале 20-х гг. XX века, когда молодые историки бросили вызов свои старшим коллегам. Повседневный мир первичен, безусловен для всех людей, хоть и неоднороден и неодинаков по содержанию и значению. Повседневная история – это история обычных людей, тех, кто живет по соседству. Она дает возможность сквозного видения исторических событий, преодоления стереотипов, помогает понять, что происходило раньше и адекватно воспринять это, а также позволяет работать с разными источниками методом анализа конкретных ситуаций.

Специалисты говорили о двух способах познания истории: интеллектуальном и эмоциональном. Если история повседневности задействует последний, то история в художественных образах включает оба способа. Элективный курс «История в художественных образах» успешно введен в МОУ СОШ № 6 г. Ставрополя, где его совместно преподают учитель истории Анна Борисовна Анисимова и учитель литературы Нина Евгеньевна Рвачева. Они рассказали о своей работе: «Художественная литература позволяет рассмотреть детали событий, которые произошли много лет назад, а также позволяет определить отношение к историческим процессам, вызывает сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение; формирует ум, чувство, волю и поведение ученика».

Обучение истории проходит интересно, увлекательно и полезно еще и благодаря проведению исследований. Валентина Ивановна Найденова, учитель школы № 1 станицы Курской, вместе со своим учениками занималась исследованием истории родного района. В итоге даже появилась идея написать учебник, посвященный этой теме.

Такой опыт показывает, что изучение истории Отечества начинается с изучения истории малой Родины. Для этого можно заниматься не только исследовательской деятельностью, но и создавать музеи. Учитель Елена Георгиевна Бычкова рассказала о музее школы № 4 города Михайловска. Дети своими руками мастерили макеты известных исторических зданий. Среди них сельская церковь, которая была когда-то взорвана. Не имея фотографий, ребята нашли человека, который помнил, как выглядела церковь, и по его описанию сделали макет. В школьном музее часто устраивают тематические уроки и дискуссии для учеников.

Оказать помощь в развитии инновационных подходов к обучению истории готовы библиотеки. В краевой библиотеке им. М. Ю. Лермонтова собрана обширная подборка классических и современных трудов по истории, методике преподавания, которой можно успешно дополнить базовые методические материалы. С этими книгами познакомила участников встречи Наталья Владимировна Веревкина, главный библиотекарь отдела универсальных читальных залов.

Большие возможности для изучения истории предоставляют интернет-ресурсы, о которых рассказал Александр Евгеньевич Танчугин, заведующий отделом правовой и деловой информации библиотеки.

Участие в круглом столе еще раз акцентировало внимание на мысли, что знать историю – значит, быть патриотом, думающей и свободной личностью, которая умеет ориентироваться в современном изменчивом мире, которой не безразлично все, что сейчас происходит и что произойдет в будущем.