Родился Владимир Григорьевич Кленов

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ КЛЕНОВ

Сложная и большая жизнь прожита Владимиром Григорьевичем. Родился он в 1896 году в Невинномысске. Двадцатилетним юношей уехал в Москву с мечтой учиться живописи и поступил в частное художественное училище профессора Ф. И. Рерберга. В числе его учителей был известный художник-реалист А. Архипов.

Во время Первой мировой войны молодому художнику пришлось сменить кисть на винтовку. Затем пришло ненастье гражданской войны. Но и в труднейших условиях голода, разрухи он не забывал свое любимое дело.

После войны В. Г. Кленов поступил на третий курс Высших художественных мастерских в Краснодаре, а в 1924 году – в 1-й Ленинградский художественный техникум, где учителями его были замечательные художники В. Кузнецов, И. Владимиров, В. Кучумов.

В 1928 году Владимир Григорьевич Кленов возвращается в Ставрополь. Тогда он был единственным художником в городе со специальным образованием. Владимир Григорьевич совмещает свою творческую жизнь с активной общественной работой. Он создает художественную студию, преподает рисование в общеобразовательных школах города.

В. Г. Кленов много сил и энергии отдает организации художественных выставок в городе и крае. Проявляя большое внимание и доброжелательность к молодым художникам, Владимир Григорьевич был сам постоянным участником этих выставок. По инициативе В. Г. Кленова на Ставрополье создается краевое отделение Союза советских художников; председателем правления был избран живописец И. Ф. Горбунов.

С именем Владимира Григорьевича Кленова связано становление и развитие пейзажной школы на Ставрополье. По складу своего дарования В. Г. Кленов – лирик. Ему близки настроения умиротворенности, тихой радости, просветленной грусти. Подлинной образности достиг художник в одном из лучших своих произведений «Вечер в Красном Камышаннике».

Эта картина экспонировалась на республиканской выставке в Москве. В пейзажах «Дворик», «Знойный вечер», «Вечер на Сенгилеевском озере», «Вечер в степи», «Лунная ночь в Бешпагире», «Рыбачий домик», «Осень», «Последний снег», «Лошади на водопое», «Осень. Село Татарка», «Степь Ставропольская», «Осенний пейзаж» художник передает не только изображение того или иного уголка природы, а пытается понять то чувство одухотворенности, которое возникает при соприкосновении с природой.

Во многих произведениях Кленова запечатлены исчезнувшие теперь, отмеченные особой прелестью уголки старого Ставрополя. Таковы его пейзажи: «Дом на окраине», «Старые казачьи хаты», «На окраине Ставрополя», «Старый Ставрополь», «Верхний рынок», «Уголок Таманского леса».

В январские дни 1943 года В. Г. Кленовым была исполнена карандашом и тушью серия городских рисунков, изображающих г. Ставрополь в руинах и пламени. Взорванные здания крайдрамтеатра, городской электростанции, «Пассажа» – таким предстает перед нами израненный войной Ставрополь.

Неутомимо и страстно работал Владимир Григорьевич и в последующие годы. Он писал пейзажи Севера, Урала, любил среднюю полосу России, много этюдов создал в Крыму, Армении.

Владимир Григорьевич Кленов в своей творческой жизни неизменно отстаивал принципы искусства, в основе которых лежит правда жизни и величие окружающего нас мира. Художник владел богатейшей палитрой тонов и оттенков, их взаимодействием. Даже если один и тот же мотив (например, много работ посвящены Сенгилеевскому озеру), эти пейзажи не смотрятся близнецами.

Когда-то замечательный художник М. В. Нестеров писал: «Никто еще не придумал прибора, определяющего качество картин и вообще всяких художественных произведений, но есть другое – как, в какой степени и мере мы возбуждали «чувства добрые».

Мысль эта – очень тонкий критерий оценки творчества старейшего живописца Ставрополья Владимира Григорьевича Кленова.

// Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – 104–106.