Родился Иоаким Вячеславович Кузнецов

ИОАКИМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ КУЗНЕЦОВ: НОВЫЕ ЛЕТОПИСИ

Жизнь Иоакима Вячеславовича Кузнецова может быть названа жизнью романтика. В самом деле, по происхождению забайкальский казак, по образованию одновременно историк и военный летчик, прослуживший на Дальнем Востоке, в Киргизии, в Туркменистане, охранявший во время Великой Отечественной войны дальневосточные границы по реке Амур, славный орденоносец (ордена Красной Звезды и Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, медали), человек, по влечению души, по велению детской мечты потянувшийся на Кавказ и начавший его серьезное изучение, – наверное, только одной из сторон такой биографии хватило бы на целую человеческую жизнь.

С Кавказом связана была судьба предков И. Кузнецова – его прадед и дед занимались формированием кавказских казачьих сотен, дед на Кавказе воевал. Писатель вспоминает: «Он даже привез домой огромную медаль, на которой было так и написано: «За освобождение Кавказа. 1896-й год». В сундуке хранилось все его казачье обмундирование – шаровары с лампасами, гимнастерка, шашка». Так что детская мечта возникла не случайно.

Путь писателя Иоаким Кузнецов начал как специальный корреспондент штаба Военно-Воздушных сил СССР после приобретения некоторого стажа публикации очерков и рассказов в армейской газете «На страже» во время службы в войсках ПВО Бакинского военного округа. В эти годы он, по собственным словам, «облетел несколько раз весь Кавказ, своими глазами увидел то, о чем мечтал еще в детстве: высоченные горы, скалы, глубокие долины, реки, текущие в Черное и Каспийское моря». Так что его писательская деятельность порождена была обширными наблюдениями и хорошим личным знанием материала, который составил содержание малых и больших литературных произведений. Это особый вид литературного творчества, требующий огромного труда, помноженного на талант повествователя. Тем более, что И. Кузнецов явно тяготеет не чисто к художественному стилю, а к тому, что можно назвать документальной прозой. Эта особенность свойственна не только историческим произведениям автора, но и тем, где главным предметом выступают не события, а люди в событиях, со своими характерами, человеческими мотивировками в отношениях, личными целями и стремлениями, такова, например, книга «Как вырастали крылья». Сам летчик, писатель не мог обойти вниманием коллег-профессионалов. Его сослуживец Р. Голованев рассказал, как создавалась эта книга: «Когда по состоянию здоровья Иоакима Вячеславовича списали с летной работы, его перевели в Баку, в редакцию окружной газеты «На страже». Он возглавлял отдел боевой подготовки. Мы встретились с ним впервые сорок лет назад на военном аэродроме под Баку. А спустя время увиделись в Ставрополе, куда после службы поехал Кузнецов. В 1973 году Иоаким Вячеславович задумал написать книгу о том, как в Ставропольском авиаучилище готовят военных летчиков. Я исполнял обязанности командира батальона курсантов и разрешил Кузнецову пожить в казарме, присутствовать на занятиях, питаться вместе с моими подопечными в столовой. В общем, около месяца Кузнецов был «курсантом».

А на следующий год вышла книга «Как вырастали крылья», героев которой мы узнавали не по фамилиям, а по характерам и поступкам. Позже по книге был снят кинофильм». Этот рассказ – свидетельство того, как формировались творческие принципы писателя. Свои книги он не «придумывает», он описывает то, что знает, стараясь избегать любых искажений и неточностей.

И. Кузнецов выбрал свой путь в литературе. Главный его замысел созрел как труд о корнях и истоках сложившихся регионов нашей страны. Из этого замысла он завершил несколько книг о городах Северного Кавказа. Именно они принесли автору известность и создали авторитет.

Интерес к истории северокавказского региона сложился очень давно, еще в XIX веке. Кавказ как средоточие военных действий, большой политики, как место ссылок, как территория, открывавшая возможности для служебного продвижения, для лечения на водах и отдыха; Кавказ как этнический район, формировавший колоритные личности в среде горцев и в среде русских; Кавказ как новая почва для синтеза разных культур, взаимодействия национальных традиций; Кавказ как поле религиозных столкновений; Кавказ как экзотический материал для воображения и одновременно для его глубокого изучения, с его потрясающей природой и загадочными легендами; наконец, Кавказ как место пребывания огромного количества замечательных людей – все это делало эту исторически сложнейшую часть России не только удивительно привлекательной, но и важнейшей для всех сторон русской действительности. Ставрополь, располагаясь на пути, ведущем на Кавказ, стал «воротами Кавказа». Город-крепость заговорил своим голосом.

Но историю города, этой самостоятельной развивающейся единицы жизни на границе русского государства, никто не обобщил, не определил его собственные внутренние импульсы и закономерности, связанные с историей всей страны. Ставрополь упоминается всеми, кто побывал в этих местах, был описан многими и коротко, и более подробно, но не был главным предметом изучения и повествования. Для того, чтобы это сделать, надо было собрать все известное, все описанное и создать образ города. И надо было взглянуть на этот образ с позиций «большого времени». Замысел был необыкновенно смелым и потребовал огромного труда. Иоаким Вячеславович Кузнецов проделал эту рискованную и ответственную работу. В своих «исторических повествованиях» о Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске он объединяет взгляд извне, т. е. исторический, и взгляд изнутри, т. е. человеческий, персональный. Здесь важно все: политические и военные события, географические и природные явления, социальные и семейные условия, нравственные и психологические особенности. Общее, связанное с жизнью страны, и частное, индивидуальное, связанное с жизнью отдельного человека, – только такой синтез придает произведению живость и содержательную достоверность. Книги И. Кузнецова написаны именно в таком синтезе. Поэтому и стиль их особенный. Наряду с откровенно лирическими страницами, вдохновленными искренним чувством любви к этим местам, есть чисто документальные, почти научный отчет, есть и живо событийные, увлекательные истории семейной жизни (семья Устиновых), есть и такие, которые принято называть научно-популярными (рассказы о замечательных людях, побывавших на Ставрополье). Важно, что все это разнообразие не превращает книги в калейдоскоп отдельных картинок, а существует в определенной целостности, в единстве, обусловленном главным предметом повествования – именно образом города. «Каждый город, область, край имеют свое неповторимое лицо, – пишет И. Кузнецов во вступлении к «Крепости в степи». – Сибирские поселения окружены тайгой, кавказские – горами. А у нашего Ставрополя лик степной. Куда ни кинь глазом, везде раздолье, пересеченное небольшими долинами, балками, взгорьями и курганами, продуваемое со всех сторон разгонистыми ветрами и прокаленное летом щедрым южным солнцем... Ставрополь забрался на макушку возвышенности. И неспроста: там природа сотворила чудо – на каменистом плато, приподнятом в лазурную синь неба, разбросала родники с чистейшей, как слеза, водой и взрастила густой вековой лес. Именно здесь в окружении роскошного зеленого ожерелья и обосновался город».

Название каждой книги отчетливо сосредоточено на том, что отличает каждый город, делает его неповторимым: «Крепость в степи» – это Ставрополь, «На холмах горячих» – это Пятигорск, «У истоков живой воды» – это Кисловодск. Вообще этому автору свойственно стремление сосредоточить свою мысль на самом главном, у него есть твердый стержень в повествовании, он стремится подсказать читателю о чем он пишет, дать план своего повествования. Очевидно, это подчеркивает факт документальной обоснованности повествовательного материала, его «невыдуманность» и, конечно, гигантского труда, предварившего создание книг. Каждая глава сопровождается подзаголовками, из совокупности которых можно выяснить основное содержание произведений. Так, к первой главе «Крепости в степи» подзаголовок «На заре обновления Кавказа. Проекты князя Потемкина. Генерал Якоби волнуется» обращает внимание читателя на изначальную историю, обусловившую необходимость появления крепости в степи. Пятая глава прокомментирована подзаголовком «Суворов инспектирует линию. Взгляды полководца на освоение русскими Кавказа. Аслан-Гирей – кунак». Становится ясно, что речь пойдет об одной из самых значительных страниц в документальной истории города. А, например, девятая глава сопровождается словами «Новые тревоги и огорчения. Конон Устинов взялся за перо», что является уже отсылом к частной жизни и ее отношениям с общими историческими событиями.

Книги И. Кузнецова не просто легко читать. Они дают возможность обращаться к своему материалу как к своеобразному справочнику для всякого, заинтересованного в прошлом своей родины читателя. В наше время много разговоров идет о сущности патриотизма. Что для нас родина? Государство, в котором мы живем, и власть, которую мы обязаны уважать? Или это «малая родина», «родного неба милый свет», где мы родились и где находятся корни всякого отдельно взятого человека? Природа, к которой мы приростаем сердцем, и традиции культуры, сформировавшей наши взгляды на добро и зло? Или это та самая, пусть трудная и противоречивая история, о которой в споре с Чаадаевым     А. С. Пушкин сказал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».

Когда литературное произведение вызывает подобные размышления, значит, оно недаром написано. И пусть это малый вклад, но он приносит свою пользу. Это и польза нового знания, открывающегося под обложкой книги, и польза нравственного воспитания, затрагивающего одну из струн человеческого сердца.

И. В. Кузнецов владеет богатейшим материалом по истории и культуре Кавказа. Он нашел отражение в его произведениях «Узелки на память: Кавказские сказания» (1990), «На восходе солнца: историческое повествование о Георгиевском трактате», публиковавшееся еще в «Ставропольской правде» за 1983 год, сказание о ставропольских казаках и одновременно о городе Михайловске «Тихая линия» (1995 – 1996). У него много очерков и рассказов. И как нам известно, готов большой труд об истории Сибири, которую он знает тоже не понаслышке.

Бесспорно, что своеобразный, отмеченный авторской индивидуальностью литературный труд этого писателя достоин большого уважения. А читателями он уже давно признан. К сожалению, не дожив до своего 90-летия со дня рождения всего несколько месяцев, Иоаким Вячеславович Кузнецов умер 29 апреля 2007 года.

Т. К. Черная

// Ставроп. хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 174–177.