День торжественного открытия памятника русскому поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске

ПЕРВЫЙ  В  РОССИИ

В центре города Пятигорска, в небольшом сквере, стоит памятник М. Ю. Лермонтову работы известного русского скульптора Александра Михайловича Опекушина.

У памятника ежегодно проходят поэтические митинги. Здесь впервые прозвучали многие стихотворения К. Кулиева, А. Шогенцукова, Р. Ахматовой, Г. Горбовского и других поэтов, посвященные М. Ю. Лермонтову.

Поэт в раздумье сидит на уступе скалы, сброшена шинель, расстёгнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам, взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор. Никаких украшений, мешающих восприятию глубокого, поэтического и, вместе с тем, человеческого облика М. Ю. Лермонтова.

Отражением всенародной любви к поэту является сама история создания лермонтовского памятника в Пятигорске.

Двадцать третьего июля 1871 года был разрешен сбор средств по всей России на памятник М. Ю. Лермонтову. Первый взнос в сумме двух рублей был сделан двумя крестьянами Таврической губернии, после чего в течение трёх лет «в кассу пожертвований не поступило больше ни одной копейки...». Такое положение дел со сбором денег на памятник обеспокоило общественность Кавказских Минеральных Вод. В 1874 году совместно со столичными гостями, приехавшими сюда лечиться, она устроила публичные литературные чтения. Собранные 163 рубля послужили первоначальным вкладом на сооружение памятника. Через год открылась подписка в частях Кавказской армии, где служил поэт. Но только после того, как во Владикавказе 30 сентября 1875 года был создан специальный   комитет   по   сооружению   памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, подписка приняла широкий размах. В состав комитета входили военные и штатские Терской области. Писатель-демократ Н. А. Благовещенский представлял в нём литературные и общественные круги.

Постепенно, год за годом, 18 лет собирались средства на монумент.

Деньги шли со всех концов России: из Московской, Санкт-Петербургской, Кубанской, Тамбовской, Ставропольской и других губерний. К январю 1883 года собранная сумма составляла 30000 рублей. Так народ высказал свою любовь к поэту. Теперь можно было начинать сооружение монумента.

Комитет обратился в редакцию петербургского журнала «Хозяйственный строитель» с пожеланием, чтобы редакция приняла на себя организацию конкурса на лучший проект памятника. Редактор журнала П. П. Мижуев предложил его сделать всенародным и первоначально объявил конкурс на его лучшую идею.

Всего в 1883 году было проведено 3 конкурса. На первый конкурс было представлено 52 проекта, 15 моделей, 5 письменных заявлений без рисунка. Работы «не выражали идею памятника» и не получили ни одной премии.

Второй конкурс тоже не дал желаемых результатов. Было прислано 65 проектов. Рассмотрев их, жюри признало лучшим проект № 44 под девизом «Лучше поздно, чем никогда». Его автор, преподаватель рисования из Тамбова И. П. Фрейман, был удостоен первой премии. Вторую премию присудили проекту № 27 под девизом «Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне» скульптора P. P. Баха.  Но эти модели не были приняты к исполнению в бронзе.

Комиссия объявила третий конкурс. При подведении итогов в октябре 1883 года было показано 15 моделей. Жюри был сделан окончательный выбор: первую премию получил проект № 14 под девизом «Порыв». Автором его оказался академик ваяния А. М. Опекушин, известный как автор памятника А. С. Пушкину, открытого в 1880 году в Москве. Работа скульптора отличалась от большинства других простотой композиции и высоким профессиональным мастерством исполнения. Тема Кавказа легла в основу образного решения проекта.

А. М. Опекушин выполнил огромную подготовительную работу прежде, чем создал окончательный вариант памятника. Самым сложным для него оказался вопрос о внешности поэта, которую он должен был воплотить в бронзе. Известно, что с лица М. Ю. Лермонтова не была снята посмертная маска, а портреты, весьма противоречивые, вызвали споры со стороны тех, кто знал поэта лично. В результате осмотра ряда коллекций, а также портретов М. Ю. Лермонтова, собранных первым биографом поэта П. А. Висковатым, скульптор пришёл к выводу, что особого внимания заслуживает автопортрет 1837 года и профильный портрет, написанный с натуры карандашом в 1840 году однополчанином М. Ю. Лермонтова Д. П. Паленом во время экспедиции на Кавказ. Сходство этого портрета с внешностью поэта подтвердили лично знавшие М. Ю. Лермонтова А. И. Васильчиков и генерал А. Л. Потапов.

Создавая памятник, А. М. Опекушин стремился отразить в нём не только портретное сходство, но и создать художественный образ поэта, влюблённого в «синие горы Кавказа». Ему удалось справиться с тяжёлой задачей – поставить памятник так, чтобы его монументальные качества не были подавлены величественной природой, а органически сливались с ее  гордой  красотой, воспетой М. Ю. Лермонтовым.

Вдали тянулись розовой стеной,

Прощаясь с солнцем, горы снеговые;

Машук, склоняся лысой головой,

Через струи Подкумка голубые,

Казалось, думал тяжкою стопой

Перешагнуть в поместия чужие.

Бронзовая статуя высотой 2,35 метра отливалась на заводе Морана в Петербурге. В июле 1889 года её выставили для всеобщего обозрения в столице. Тем временем в Пятигорске готовили место для памятника. Оно находилось в центре города и имело с трёх сторон господствующее положение над городом с видом на Главный Кавказский хребет. Это обстоятельство и учел А. М. Опекушин.

Памятник, поднятый на такую высоту, должен быть виден с далёкого расстояния. На этом же эффекте основан проект Лермонтовского сквера, сделанный гражданским инженером, архитектором из Ростова-на-Дону Н. А. Дорошенко.

Строительство приняло широкий размах. Крутой обрыв с рытвинами, по которым во время летних ливней неслись камни и потоки грязи, укрепили капитальной подпорной стеной, установили балюстраду с каменными балясинами, чугунными вазами и фонарями по углам. Сквер обнесли ажурной чугунной решёткой, построили каменный грот и сторожку. Сама планировка сквера оказалась подобной лире.

Из Крыма привезли 8 массивных гранитных плит. Сооружение пьедестала поручили итальянцу С. А. Тонетти. Сам А. М. Опекушин специально приехал в Пятигорск с питерскими мастеровыми, чтобы лично проследить за установкой статуи. Простой и строгий пьедестал скульптор украсил бронзовой лирой и венком. Внизу имя поэта и дата его открытия – 16 августа 1889 года. На постаменте с левой стороны выбито имя А. М. Опекушина.

И вот 16(28) августа 1889 года состоялось торжественное открытие памятника. «Это был праздник Пятигорска, – писали в газете «Северный Кавказ», – все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу». Окруженный флагами и гирляндами на площадке, усыпанной чистым песком, возвышался огромный монумент, спрятанный под белым покрывалом.

Председатель комитета прочитал отчёт: «Капитал на сооружение памятника составлял 54409 руб. 46 коп. Из них израсходовано на премию по составлению эскиза и проекта памятника 1701 руб. 25 коп., на сквер со всеми постройками в нём 25324 руб. 23 коп., стоимость бронзовой статуи 14179 руб. 20 коп., стоимость пьедестала из крымского гранита 6023 руб. 82 коп.».

Остаток средств предполагалось употребить для ухода за памятником и сквером. После отчёта председатель объявил памятник открытым. Покрывало упало, флаги взвились вверх, раздалось «ура», перед публикой предстал образ поэта. Оркестр Тенгинского полка заиграл гимн, а потом исполнил сочинённый В. Саулем марш «Лермонтов». Тенгинцы возложили к памятнику роскошный серебряный венок. Возложение венков сопровождалось краткими речами, затем воинские части прошли перед памятником церемониальным маршем.

В тот же день в казённой гостинице был устроен торжественный обед на 180 человек. Из всех выступавших на нем выделялась речь профессора Военно-медицинской академии Е. В. Павлова, сумевшего передать сущность торжества: «Праздник 16 августа 1889 года в Пятигорске – есть торжество правды, торжество идеала истины, добра и красоты... Скоро ли, долго ли, но правда восторжествует. Это мы видим сегодня – в открытии памятника М. Ю. Лермонтову».

Поэт К. Хетагуров выразил надежду, что «этот праздник послужит стимулом для нашего возрождения к лучшему, честному, доброму. Пусть поэзия Лермонтова жжёт наши сердца и учит нас правде».

Огромные трудности, препятствия, равнодушие чиновников пришлось преодолеть общественности прежде, чем наступил тот день, когда первый в России памятник М. Ю. Лермонтову занял достойное место в центре города Пятигорска. Памятник является символом всенародной любви к нему благодарных потомков.

А Лермонтов... Он полон света,

Живой проходит сквозь века.

Ему венок стихов поэты

Несут к подножью Машука.

Н. Ф. Дамианиди

// Ставроп. хронограф на 1999 год. – Ставрополь, 1999. – С. 161–165.