Родился Борис Матвеевич Розенфельд

БОРИС МАТВЕЕВИЧ РОЗЕНФЕЛЬД

В каждом городе есть люди, которые являются его гордостью, пользуются безграничным уважением, занимают значительное место в его истории, олицетворяя те или иные аспекты жизни региона. Для знаменитого Кисловодского курорта таким человеком стал искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России Борис Матвеевич Розенфельд.

Жители Кисловодска считают его коренным кисловодчанином, и это не случайно. Слушая рассказы Бориса Матвеевича об истории Кисловодска, ни у кого не возникает сомнения, что он родился на одной из улиц своего любимого, обожаемого курортного городка, и его энциклопедические знания заложены еще в раннем детстве.

 Однако Кисловодск для Бориса Матвеевича Розенфельда стал родным не сразу. Родился он в Новосибирске. С детства мечтал играть на сцене, не подозревая, что когда-то станет «хранителем истории». Очень любил копировать отца, что вызывало смех и аплодисменты гостей его семьи. Из маленьких домашних спектаклей он, наверно, и понял, что такое сценический успех. Интерес к чтению привила Борису мама – Наталья Яковлевна Гершевич – по профессии библиотекарь. Большой удачей для него было знакомство, переросшее в дружбу, с удивительным человеком Александром Никитичем Нагорных, который открыл мальчику мир книг, увлек романтикой собирательства, пристрастил к чтению, привил хороший вкус. Когда Борису шел пятый год, отца репрессировали, а потом расстреляли. Для семьи это было огромное невосполнимое горе. Но, несмотря на невзгоды, свою детскую мечту он осуществил, окончив в 1956 году театральную студию театра «Красный факел» в родном Новосибирске. Одним из его учителей был великий советский актер и режиссер, народный артист СССР Е. Матвеев.

Через год Борис Матвеевич переехал в Кисловодск, где стал артистом государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах. Сюда он попал на постоянное место жительства осознанно. Этот город ему полюбился сразу и на всю жизнь. В 1965 году при филармонии на общественных началах им был создан Музей театральной и музыкальной культуры, ставший единственным музеем на Ставрополье, который хранил культурную летопись городов. Задумывался он как музей истории государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, которая образовалась в 1940 году. По крупицам Борис Матвеевич собирал экспонаты: старые афиши, программки оперетт, фотографии известных актеров, выступавших в Курзале. Ведь на подмостках этой сцены были Шаляпин, Собинов, Нежданова, Станиславский и многие другие. Создание музея стало делом жизни Бориса Матвеевича. За каждым найденным музейным предметом стоит своя история. Найти подлинную любительскую фотографию Шаляпина не легко, а разыскать его снимок на отдыхе в Кисловодске или Ессентуках с женой и детьми – еще сложнее. Все эти редчайшие фотографии и документы спрятаны в частных архивах и коллекциях. Необходим был колоссальный труд, чтобы эти культурные ценности стали доступны всем интересующимся. Создавал музей Борис Матвеевич на общественных началах. За редкие фотографии, книги, старинные открытки платил собственные деньги. Средств на приобретение музейных ценностей филармония не выделяла. Двадцать семь лет Розенфельд вообще не получал зарплату, работая руководителем музея. Содержал семью на доходы от своих творческих встреч. Только последние несколько лет перед пенсией он стал получать минимальную зарплату. Но для него это не имело значения. Важно было то, что за 40 лет он собрал более 10000 тысяч предметов музейного значения. Бориса Матвеевича интересовало все, что связано с культурной жизнью Кисловодска, Кавказских Минеральных Вод, Ставрополья. В его поле зрения попали практически все знаменитости, побывавшие в этом регионе, и итогом кропотливой, сложной, но такой интересной и любимой работы стало создание уникальнейшей картотеки, аналогов которой нет в крае. В ней собраны максимально возможные сведения о всех великих людях, приезжавших на ставропольскую землю.

 Во второй половине 60-х годов одной из любимейших культурных программ Кисловодска стала «театральная суббота» Розенфельда, придуманная и проводимая им самим в одном из залов музея. Вход на «субботы» был свободным, доступным для любого человека. В гости на общение с кисловодчанами и отдыхающими приходили известнейшие люди – писатели братья Вайнеры, Юлиан Семенов, композиторы Дмитрий Кабалевский, Вениамин Баснер, Ян Френкель, поэт Михаил Танич, сатирики Евгений Петросян, Михаил Жванецкий, Лион Измайлов, исполнители авторской песни Татьяна и Сергей Никитины и многие другие знаменитые лица. «Театральные субботы» были необыкновенно популярными и собирали полные аншлаги. Первая «суббота» прошла с участием известной писательницы Н. Кончаловской (Михалковой) с рассказом об Эдит Пиаф. За 40 лет существования музея Борис Розенфельд провел 360 встреч. Сегодня он сожалеет о том, что не вел дневников и записей встреч. Ему самому не верится: скольких замечательных деятелей культуры он знал, со сколькими из них дружил. Борис Матвеевич бесконечно гордился дружбой с «главным человеком в его жизни» Виктором Андрониковичем Мануйловым – ученым с мировым именем, лермонтоведом, доктором наук, вдохновителем, главным редактором и создателем единственной тогда в Советском Союзе именной «Лермонтовской энциклопедии». Не думая о последствиях, приглашал Борис Розенфельд на встречи опальных в ту пору знаменитых творческих людей: великого музыканта Мстислава Ростроповича, позже, после возвращения в Россию, вольнодумца Александра Исаевича Солженицына и других.

 Большая дружба связывала Бориса Матвеевича с замечательными людьми, волею судьбы попавшими в Пятигорск после сталинских лагерей, Евгенией Борисовной и Леонидом Николаевичем Польскими. У них он учился культуре общения с первоисточниками, дисциплине честного и бескомпромиссного прочтения и толкования старых текстов, целенаправленному сбору информации, а также главному: служению людям. Содружество с Евгенией Польской (Леонид Николаевич не имел права печататься) вылилось в сотни газетных статей под рубрикой «Сбережем для памяти народной» и в четыре совместные книги: «Дорогие адреса», «И звезда с звездою говорит…», «Ессентукские встречи», «Ессентуки». Именно их убедительные статьи о даче Шаляпина в Кисловодске, об огромном вкладе в развитие музыкальной культуры Кавказских Минеральных Вод нашего земляка Василия Ильича Сафонова, талантливого педагога и дирижера, пропагандиста русской музыки за рубежом, директора Московской, а затем Нью-Йоркской консерватории, о доме А. Ф. Реброва, в котором бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, имели не только общественной резонанс, но и стали толчком уже сейчас осуществленных действий. «Дача Шаляпина» – дом, который снимал великий бас русской земли, стала музеем. Именем В. И. Сафонова назван Большой зал филармонии, его имя носят Пятигорская музыкальная школа и Минераловодское музыкальное училище. Регулярно проводятся с участием симфонического оркестра музыкальные Сафоновские фестивали, на которых выявляются молодые музыкальные таланты. Сохранены для нынешнего и будущих поколений имена знаменитых людей, побывавших на Кавказских Минеральных Водах, людей, чей талант получил заряд творческого вдохновения именно здесь: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, С. В. Рахманинова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. А. Балакирева, А. А. Ахматовой, В. Е. Баснера, Р. Г. Гамзатова, М. И. Танича и многих других.

 Именно Борис Розенфельд первый написал письмо Александру Солженицыну, прося личного подтверждения писателя о факте его рождения в Кисловодске. Именно он первым опубликовал статью о доме, в котором родился будущий лауреат Нобелевской премии, снесенном впоследствии без всяких причин. Он «дрался» на газетных полосах за сохранение каждого дома, памятника, каждой улочки в городах Кавказских Минеральных Вод, связанных с пребыванием известных в России деятелей искусства, чьими именами гордится Отечество.

 В 2005 году, уже после ухода из жизни супругов Польских, вышла в свет книга соавторов Е. Польской, Л. Польского и Б. Розенфельда «Встречи у источников», посвященная 180-летию г. Ессентуки; совместно с поэтессой, членом Союза журналистов России Галиной Ворониной Борис Матвеевич издал книгу «Звучала музыка на Водах»; выражением своих неисчерпаемых знаний и желанием поделиться ими стала книга Б. Розенфельда «Малознакомый Кисловодск»; воспоминания о своем детстве, юношеских годах, о близких людях, ставших друзьями, учителями, наставниками явились источником для создания книги «Мои друзья – мое богатство».

 Вклад Бориса Розенфельда в развитие культуры Юга России был замечен и оценен. В 1991 году он был удостоен звания «Заслуженный работник культуры России», в 2001 году стал членом Союза композиторов РФ, а в 1995 году – лауреатом Есенинского фестиваля, посвященного 100-летию великого русского поэта и был награжден юбилейной медалью I степени. Его заслуженные награды: медаль к 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова (1994) и медаль к 200-летию Кавказских Минеральных Вод. Особенно он гордится медалью «За заслуги перед Ставропольским краем» (2000 г.)

 Конечно, все эти годы Борис Матвеевич был не один. У него много друзей и единомышленников. Его знают, ценят и любят не только на Ставрополье, но и во многих других регионах страны. Остается верным другом, помощником, надежным «тылом» его супруга Татьяна Евдокимовна, разделяющая с ним и хорошие, и сложные периоды жизни.

 Борис Матвеевич, отдавая все силы, знания, душевное тепло, сохраняя для потомков огромный пласт культурного наследия, связанного с Югом России, не задумывается о том, что сам является неотъемлемой частью этого наследия. Талант артиста, энциклопедические знания, необыкновенное умение общаться с людьми разных возрастов, интеллекта и статуса, – потрясающее чувство юмора, обаяние, непримиримость к несправедливости – это только небольшая часть достоинств, которым наградила его природа. Общение с ним доставляет необыкновенное удовольствие. Люди, посещавшие его «театральные субботы», приходили не только ради встречи с замечательными людьми, но, наверное, в первую очередь на «Розенфельда», получая от него положительный эмоциональный заряд, чувство глубокого удовлетворения.

 Борис Матвеевич и сегодня живет насыщенной творческой жизнью. Ему всегда рады во всех учреждениях культуры Ставропольского края. С необыкновенным артистизмом он проводит вечера, творческие встречи, участвует в научных конференциях, популяризирует знаменитые русские курорты и, благодаря необыкновенным изыскательским способностям, уничтожает «белые пятна» в их истории. С нетерпением его поклонники ждут выхода новой книги, посвященной Кисловодску: от истории его возникновения до сегодняшнего дня. Борис Розенфельд был и остается оптимистом, великим тружеником и поэтому его мечты обязательно сбудутся, а планы осуществятся во благо его второй малой Родины – Кавказских Минеральных Вод.

Е. И. Зайцева

// Ставропольский хронограф на 2008 год. – Ставрополь, 2008. – С. 199–205.