Родился Карп Григорьевич Черный

ПЕДАГОГ, ПИСАТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК

Карп Григорьевич Черный родился 26 октября 1902 года в станице Новоджерелиевской Краснодарского края. На годы его юности выпало самое сложное и противоречивое время в жизни нашей страны. Надо было обладать врожденным чувством основательной и крепкой любви к жизни, чтобы выйти из этого времени нравственно здоровым, сохранив светлые и чистые представления о человеческой личности, о значении простого человека с его собственной судьбой, повседневными переживаниями и доброй искренностью во всем.

В молодые годы он, воодушевленный идеями освобожденного труда и счастья для всех, стал членом комсомольской ячейки и входил в состав одного из первых отрядов ЧОНа, занимавшихся изъятием спрятанного кулаками зерна. Однако эта деятельность вызывала у него противоречивые чувства: он не мог радоваться несчастью других, пусть и чужих, людей, не мог торжествовать, когда видел страх и ненависть. Об этих своих «неидеологических» переживаниях он напишет позже в романе «Мать – Доброе Сердце». Романтика революционных боев увлекала его, хотя самому ему участвовать в них не пришлось. Увлекала напряженностью чувств, размахом великих идей, горячностью и максимализмом. Но было здесь и другое. Еще сельским гимназистом К. Черный преданно влюбился в литературу, в поэзию, особенно классическую. Мечта самому писать стихи наложилась на неординарность переживаемых событий. Первые его поэтические опыты подражательны, слабы, в них еще чувствуется недостаточность образования. Стихи писать он бросил быстро.

Художественная интуиция оказалась сильней штампованного энтузиазма. К. Г. Черный переходит на прозу и в 1928 году пишет повесть «Бабы». Это была проба создания колоритных характеров южных женщин, казачек, одушевленных новым для них чувством социальной освобожденности, оригинально преображающим свойственное этим женщинам от природы человеческое достоинство. В 1929 году Карп Григорьевич был делегатом Всероссийского съезда крестьянских писателей, проходившего под руководством М. Горького. Может быть, энтузиазм молодых участников съезда, переполненных верой в свой талант, в возможность создания какой-то особенной, свежей, народной литературы, и стал почвой, на которой зародился, сохранившись затем на всю жизнь, светлый романтизм всех его произведений. Он встречался с Маяковским, Фадеевым, а позже круг его писательского общения стал необыкновенно широк. В домашней библиотеке К. Г. Черного есть книги с автографами Соболева, Михалкова, Бабаевского, Воронцова, Э. и Н. Капиевых, К. Кулиева и еще очень многих писателей и поэтов.

К. Г. Черный окончил Краснодарский педагогический институт. В молодости он работал учителем в провинциальной армянской школе, о чем сохранил хотя и юмористические, но трогательные воспоминания. Была также экспериментальная школа, где обучение сочеталось с трудовой деятельностью. В семейном архиве есть замечательная фотография группы учащихся. Милые, серьезные лица без кокетства (в основном девушки) с едва намеченными улыбками. Одежда более чем скромная. И наивно-торжественная надпись на обороте: «Привет руководителю 9 группы К. Г Черному от 9 группы, проработавшей дружно в экспериментальной школе, которая получила знания от товарищей педагогов не только по книге, но непосредственно участвовавшая в трудовом фронте советского строительства».

Дар учителя, педагога гармонично соединился в этом человеке с даром писателя и ученого. С 1933 года и до конца своей жизни, с перерывом лишь на военные годы, которые он провел на фронте, К. Г. Черный проработал в Ставропольском педагогическом институте. В сущности, он был в числе тех преподавателей, кто начинал и осуществлял становление вуза на факультете русского языка и литературы. На фотографии 1935 года, когда состоялся первый выпуск преподавателей литературы и языка, запечатлены: директор института К. Р. Чирва, завуч Ф. И. Науменко, секретарь партийной организации Я. Г. Башкин, декан В. В. Захваткин, профессор Н. Н. Фатов, доценты К. Г. Черный, Г. П. Бондаренко, А. Л. Родкевич и одиннадцать студентов-выпускников. Есть что сравнивать!

С тех пор несколько поколений преподавателей школ и вузов прошли через опытные руки этого человека, и я ни разу не встречала кого-нибудь из его учеников, кто не говорил бы о нем с глубокой благодарностью. А ученики и сейчас работают по всей стране. В памяти у всех его доброта и способность к пониманию человека, его увлеченность литературой, умение увлечь других, его эрудиция, культура слова, наконец, человеческое обаяние, которому редко кто не поддавался. С 1934 года он – на должности доцента, в середине 50-х несколько лет был деканом факультета, потом долгое время заведовал кафедрой литературы, затем до последнего года жизни оставался на преподавательской работе в должности доцента. Им были воспитаны лучшие кадры филологического факультета, сформировавшие в течение многих лет ту атмосферу интеллигентности, глубинной внутренней культуры и честности, которой всегда отличался этот факультет. Пофамильный список этих преподавателей включает не один десяток. Среди них – профессора В. М. Тамахин, Л. М. Чмыхов, Л. П. Егорова, доцент З. М. Поздняева, профессор К. Э. Штайн и многие-многие другие, как уже окончившие свой трудовой путь, так и продолжающие работать и хранить те лучшие человеческие традиции, которые были дороги старшему поколению.

В Ставропольском пединституте началась и научная деятельность К. Г. Черного. Его интересы соединили в себе крупные литературоведческие проблемы (творчество А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого) и кавказскую тему в русской литературе. Результатом стали книги «Пушкин и Кавказ» (затем переросшая в беллетризованное повествование «Кавказ подо мною») и «У истоков подвига» – о кавказском периоде жизни Л. Толстого. Кроме того, в научном арсенале К. Г. Черного множество статей о Пушкине, Лермонтове, Белинском, ряд работ о Шекспире, Кальдероне, Боккаччо.

Война вызвала перерыв в педагогической и писательской деятельности К. Г. Черного. Он ушел воевать сразу с ее начала, дошел с Красной Армией до Праги и был демобилизован в конце 1945 года. На материале военных впечатлений написан целый ряд рассказов, вошедших в книгу «Звенья» (1972 г.). Это рассказы не о подвигах и не о стратегии войны. В них – сюжеты о солдатских буднях, о простых людях, сохранивших в суровой и страшной обстановке человеческую душу, удивительные, не военные отношения друг с другом, свои мечты и надежды. Написаны рассказы просто, потому что настоящие подвиги на фронте тоже совершались просто. И в то же время в описаниях мыслей и чувств бойцов, выполнявших героическую военную работу, писатель сохраняет налет чистой романтики, свойственной ему самому как человеку. Он был во время войны интендантом (слабое зрение), и как оказывается, должность эта была не менее трудной и опасной, чем любая другая. С войны Карп Григорьевич вернулся с двумя орденами – Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени и с медалью «За победу над Германией».

После демобилизации он снова вернулся к любимому делу, защитил кандидатскую диссертацию и уже до конца своих дней оставался в Ставропольском государственном педагогическом институте. За плодотворный, самоотверженный труд по подготовке преподавателей русского языка и литературы с первых лет основания факультета он был награжден орденом Ленина, по тем временам высшей наградой страны после звания Героя.

И постоянно вместе с педагогической и научной деятельностью Карп Григорьевич пишет книги. Его литературная деятельность была очень разносторонней. Сразу после войны он долгое время руководил отделом литературы и искусства в газете «Ставропольская правда». Работали много и самоотверженно. Вместе с В. Вороновым, И. Егоровым, Э. Капиевым, В. Хохловым Карп Григорьевич был основателем и первым редактором альманаха «Ставрополье», который оставался его детищем более сорока лет. Первый номер альманаха вышел еще до войны, в 1941 году. Теперь это уже раритет, содержание которого очень точно отражает общие особенности литературного развития своего времени. На страницах альманаха встречаются все имена, составляющие тот анклав, который именуется литературой Ставрополья. Альманах действительно являлся объединяющим центром регионального литературного процесса, здесь получили «добро» многие молодые таланты. Карп Григорьевич редактировал альманах на общественных началах, не получая за этот труд ни копейки. Конечно, сейчас мы скажем, что такое положение дел – типично «совковое». Но с другой стороны, как надо было любить свое дело, как надо было понимать его важность, чтобы в течение десятилетий отдавать ему время, силы, переживания, прямо скажем, весьма сложные. Я знаю, как много там было всякого – и скрытой внутренней борьбы, и неудовлетворенных самолюбий, и неоправданных претензий. Но больше все-таки – любви к литературе, желания справедливой оценки талантов, которым надо было дать дорогу. И, надо сказать, альманах пользовался авторитетом в литературных кругах не только на Ставрополье, но и во всей России. Публикации о нем неоднократно появлялись на страницах «Литературной России».

К. Г. Черный был делегатом шести съездов писателей России и Советского Союза, состоял в одной из комиссий общероссийского Союза писателей.

Одной из самых серьезных заслуг К. Г. Черного стала работа по созданию (вместе с И. Я. Егоровым, А. В. Поповым, Э. Капиевым и др.) писательской организации в Ставропольском крае. Это было время, когда литературное творчество ставилось под жесткий партийный и правительственный контроль. Писателю-одиночке было некуда деваться. Создание первичных организаций Союза писателей было так же обязательно, как организация партийных ячеек на каждом предприятии. Однако помимо контролирующих функций писательские союзы выполняли и функции защиты, в том числе давая возможность публикаций. Совмещение работы в альманахе и руководства писательской организацией помогало К. Г. Черному решать эти трудные вопросы. Он был в них максимально принципиален.

За работу в области культуры края он получил звание заслуженного работника культуры РСФСР. Имел также значок отличника народного просвещения. Сейчас, когда приближается столетний юбилей этого человека, можно по-настоящему оценить его, действительно, серьезные заслуги. Три огромных дела, у истоков которых он стоял и организатором которых был, в которые внес свой немалый личный вклад, – каждого из них в отдельности было бы достаточно для жизни одного человека: труд у истоков факультета русского языка и литературы, труд у истоков писательской организации, основание и издание альманаха «Ставрополье».

Трудно сказать, что было важнее для Карпа Григорьевича – работа преподавателя или писательская деятельность. И то, и другое было ему дано, и то, и другое получалось. По воспоминаниям профессора В. М. Тамахина (к сожалению, ныне уже покойного), который учился у Черного еще в 1937 году, Карп Григорьевич не только читал эмоциональные, глубокие и доходчивые лекции, но и умел «пробуждать в человеке веру в собственные, еще не испытанные возможности». Так же было с молодыми писателями. У самого же Черного особенностью творческого почерка была духовная окрыленность, неистребимое убеждение в том, что человек может в этой жизни очень многое, если правильно выбрал свою дорогу. Он хорошо знал жизнь кубанской станицы, сельский труд – детство и юность его прошли в этой среде. Но вторая любовь, данная свыше, любовь к литературе определила всю последующую его судьбу. Поэтому в книгах Черного предметом художественного воплощения является либо жизнь кубанского села, когда происходит проникновение в самобытную стихию крупных характеров, сохраняющих вечные, «земные» ценности, либо становление молодого интеллигента, жизнь учителя, педагога, ученого. На глазах этого человека шла наша непростая история, и герои его книг проходили свой путь вместе с нею. В их мечтах и поступках содержатся такие идеалы и чувства, которые позволяют им в любых обстоятельствах оставаться людьми. Их отличает доброта и взаимопонимание, глубокое уважение к традициям, к земле и ее плодам, выращиваемым тяжелым трудом. Одна из публицистических книг К. Г. Черного называется «Идеалы и люди». Акцент в ней сделан на ответственности человеческой личности за все то, что происходит рядом. Здесь написано о том, что любой, самый прекрасный идеал может приблизиться к жизни только в том случае, если человек честен перед собой и людьми, если он добр и трудолюбив. Идеалы, утверждаемые всей жизнью и творчеством Карпа Григорьевича, в сущности, очень просты. «…и личного счастья», «Мать – Доброе Сердце», «Каравай» –эти названия подчеркивают самое главное. Его книги написаны о любви, о молодых мечтателях, о крестьянских заботах, о хлебе, о войне, о труде. Состояние труда для него было органичным, способность к полной самоотдаче в труде являлась критерием оценки человека, и так же думают лучшие его герои. Судьбы людей в его книгах всегда не просты. Но они находят в себе силы для преодоления суровых жизненных коллизий, если и не побеждая судьбу, то сохраняя человеческое достоинство. «Жить с достоинством» – было его житейским и писательским завещанием. Он прожил долгую и на редкость полноценную жизнь. Все, что выпало ему на долю, он исполнил с абсолютной отдачей. Писатель, педагог, ученый, он оставил после себя хорошие книги, хороших учеников, серьезные исследования. Я думаю, он знал, ради каких ценностей жил. Он обладал тем внутренним спокойствием, которое дается только убежденным людям. Это не значит, что у него не было сомнений, поисков, неудач. Были, конечно. Но он обладал чутьем добра, честности, порядочности, и оно выводило его из состояния рефлексии. Он был коммунистом, но из тех многих миллионов, кто служил не вождям, а идеалам. Об этом говорят его книги. Кроме уже названных, К. Г. Черному принадлежат: «Сегодня, завтра, всю жизнь», «Там, вдали за рекой…», «Несколько дней жаркого лета», «Звенья», сказка для детей «Путешествие в Страну Запрещенных Улыбок».

Об этой сказке хочется сказать особо. Она совершенно откровенно ориентируется на известные мировые образцы жанра литературной сказки («Необычайные приключения Жоанна Смельчака» Ж. Феррейры, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова или «Волшебник из страны Оз» Фр. Баума, «Три толстяка» Ю. Олеши и др.) – сказки о ребенке-победителе, о необыкновенных помощниках слабому, если он силен духом, а главное, сказки о преодолении жестокой самодурной силы, исторически воплотившейся в тоталитарном государстве. Прямым прообразом такого античеловеческого режима, создавшего армию с медными шарами вместо головы, где сеть шпионов, доносчиков и прислужников именуется Мелкими, Средними и Крупными плясунами, где людям запрещено улыбаться, а хорошие книжки сжигаются на кострах, для автора сказки был фашизм. Но эта сказка так точно проецируется на историю нашей страны, что поневоле задумываешься о том, как многозначно подлинное искусство. Символика этой сказки глубоко философична. Ребенок – Защитник людей (его имя Александр, Саша, а в переводе на русский язык это значит защитник людей); Верховный Страж – правитель тоталитарного государства (именно страж, а не король, не царь, не президент и т.д.); спасти страну могут слезы Скорбящей Матери – самая великая ценность на земле, а сохранность культуры человечества, преследуемой и уничтожаемой Верховным Стражем, обеспечивается Хранителями Книжной Мудрости, Думающими людьми. Вопреки расхожему мнению о том, что жизнь в книгах и жизнь «на самом деле» не совпадают, писатель убежден, что настоящая книга не просто делает жизнь лучше, но и по существу делает жизнь, ее порождает, развивает, спасает, ну и, конечно, украшает.

К. Г. Черный писал о том, что видел и пережил сам. Поэтому его книги правдивы и интересны, обладают чувством меры и в изображении детально-бытового фона, и в романтической приподнятости. Он любил литературу чисто и самоотверженно, искренне видя в ней спасение от многих бед. Молодые герои в его книгах – или филологи, или любители чтения. Они цитируют писателей, обращаются к их авторитетам. В произведениях о войне светлые минуты чаще всего связаны с книгой, причем, преимущественно, с классической. Фигура школьного учителя или вузовского преподавателя литературы – нередкий персонаж его произведений.

И жизнь, и книги писателя связаны с Кубанью и Ставропольем. В Ставрополе он жил с 1933 года, отсюда ушел на фронт, здесь проработал почти всю жизнь, здесь увлекался рыбной ловлей и сочинял свои произведения. Здесь и умер в 1985 году.

Т. К.Черная

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 200–207.