Родился Корюн Геворкович Казанчан

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ

Творчество народного художника России К. Г. Казанчана вошло не только в историю художественной жизни южной зоны России, но и всего отечественного искусства второй половины XX столетия.

Корюн Геворкович Казанчан родился 16 января 1920 г. в Краснодаре, затем семья переехала в Пятигорск, где в 1940 г. он окончил СШ № 11. Однако Великая Отечественная война прервала спокойную жизнь молодого художника. В военные годы он вместе с другими живописцами и графиками работал в художественном комбинате-мастерской, выпускавшей агитплакаты как по образцам московских «Окон ТАСС», так и по авторским эскизам К. Г. Казанчана. Наряду со многими ставропольцами, Корюн Геворкович ушёл на фронт, пройдя боевой путь сержанта, командира отделения от Кавказа до Берлина. В этот период он создал портреты, отражающие тяготы военных лет: «На посту», «Портрет военного врача Шермана», «Санинструктор», «Шофёр автороты Кулаев».

После войны Казанчан поступил в Краснодарское художественно-педагогическое училище, которое в 1951 г. окончил с отличием, затем все последующие годы проработал на Ставрополье.

Начало 50-х годов явилось переломным этапом: как в политической жизни страны, так и в художественной среде начался новый этап. Советские художники обратились к живым сюжетным действиям, глубоким и разносторонним характерам героев. Изобразительное искусство в крае этого периода столкнулось с проблемой повышения профессионального мастерства, в связи с чем художников направляли в Дома творчества на «Академическую Дачу имени И. Е. Репина» (Тверская область) и «Горячий ключ» (Краснодарский край), где они проходили хорошую школу профессионального совершенствования.

На «Академическую Дачу» К. Г. Казанчан впервые приехал в 1953 г., после чего его поездки сюда были практически постоянными. Общение с великими мастерами живописи обогатило его знания, помогло выработать индивидуальность, специфику манеры письма и приверженность реалистическим традициям. Более того, он несколько раз становился руководителем «Академической дачи», способствовавшей становлению его как художника-профессионала.

Творческий потенциал живописца не могли не отметить творцы искусства. В 50-е годы было создано краевое отделение Союза художников РСФСР и отделение Художественного фонда СССР из 50-ти художников-профессионалов, 30 из них были членами Союза. В 1953 г. К. Г. Казанчан был принят в члены Союза художников СССР, а с 1960 по 1964 гг. являлся председателем правления Ставропольской организации Союза художников СССР. В 1968 г. он был избран членом правления Союза художников CCCР и оставался в этой должности до 1977 г. С 1968 по 1982 гг. Казанчан – член правления Союза художников РСФСР, с 1971 по 1973 гг. – председатель правления Ставропольской организации Союза художников РСФСР

Особенность творчества Корюна Геворковича – реализм, поэтому о нём говорят как о «ярком представителе эпохи социалистического реализма». В своих работах, отдавая дань человеческому труду, он воспевал повседневную жизнь советских граждан, передавая зрителям неиссякаемую энергию колхозниц, тружеников сельского хозяйства, передовиков производства, учёных и др. Поэтому центральной темой творчества художника стала современность, величие трудовых будней советских людей. Живо реагируя на требования времени, он ярко и профессионально наделял свои полотна бытовой тематикой. Так, начавшаяся в крае в 50-е гг. битва за большой урожай, нашла отражение в его дипломной работе «Итоги соцсоревнования» (1951), экспонировавшейся в том же году в Москве на выставке произведений художников РСФСР. Она выполнена с чувством глубокого патриотизма, хотя и с небольшим оттенком пафоса. Широкое внедрение в крае электрострижки овец привело к созданию картины «Стрижка овец» (1954), прославяющая почётную в то время профессию чабана.

Художник воспевал в своих картинах образ советской женщины, сельской героини. Он создал образцы жизнерадостных ставропольских колхозниц, трудолюбивых, крепких и энергичных, острых на язык и горячих в работе. Мастер кисти тонко подмечал особенности женского характера, чётко прописывая каждый силуэт, подчеркивая неиссякаемый энтузиазм колхозниц: «Люба-подпасок» (1954), «Доярки» (1960), «Юность» (1964), «Урожай» (1964). Эти картины позволили художнику сосредоточиться на характеристиках работающих и через психологическое состояние людей передать радость труда. Долго создавалась картина «Золотое лето» (1967), в которой изображены колхозницы, уверенно, гордо и весело идущие по раздольному полю золотистой, скошенной пшеницы.

Не обошёл вниманием Корюн Геворкович и молодое, подрастающее поколение. Его портреты «Кирилл» (1976), «Коля Казанчан» (1977), «Леночка» (1977), «Андрюша» (1978) одухотворены необъятной любовью к детям.

Славя передовиков производства, преумножающих народное богатство, К. Г. Казанчан создал ряд портретов, передающих характерные приметы современников, облечённых большим доверием народа, сочетающих в себе деловитость и чуткость, требовательность и доброту: «Портрет председателя колхоза им. Ленина, Героя Социалистического Труда А. А. Блескова» (1977), «Портрет В. С. Перетрухина – секретаря парткома колхоза имени В. И. Ленина» (1979). В образах передовых колхозниц твёрдость, целеустремлённость сочетаются с нежностью и душевной добротой: «Портрет М. П. Кортуновой – птичницы колхоза им. В. И. Ленина Советского района Ставропольского края» (1974), «Портрет передовой работницы фабрики «Восход» Е. Н. Работенко» (1977) и др.

В 1960-х годах в творчестве художников Ставропольского края получила дальнейшее развитие ленинская тема. К Лениниане обратился и К. Г. Казанчан – «В. И. Ленин» (1964), «Первая годовщина Октября» (1967), «В. И. Ленин» (1969), «В. И. Ленин – вождь революции» (1980).

В одном из своих интервью художник отметил: «Каждый из нас, если ему дорого прошлое своей страны, её героическая биография, рано или поздно открывает для себя Ленина... Ленин навсегда вошёл в моё сердце, а его образ в творчество». По определению известного искусствоведа Б. А. Бендик, «наиболее глубокой по содержанию и сложной по композиции является картина «В. И. Ленин» (1969), в которой главная идея – Ленин и народ – раскрывается многопланово, с проникновением в психологию едва ли не каждого из огромной массы людей, слушающих на митинге в Петрограде вдохновенную речь Ильича».

Большое количество работ Казанчана посвящено искусствоведам, коллегам-художникам, всматриваясь в которые можно увидеть глубины человеческой души эстетически одарённых людей: «Портрет художника М. К. Копытцевой» (1970), «Мой учитель А. И. Яблоков» (1973), «Портрет заслуженного работника культуры П. Н. Козельского» (1976), «Павел Гречишкин» (1977) и др.

С 80-х гг. К. Г. Казанчан работал в основном над портретами и пейзажами: «В. И. Ленин – вождь революции» (1980), «Степь Ставропольская» (1982), «Золотая осень» (1988), «Берёзовая роща» (1990) и др. Последней его работой была картина «Богоявленский собор» (1991), отражающая чистоту и красоту души автора, горячо любившего окружающий его мир.

Сторонник тематической картины, К. Г. Казанчан создал около 400 картин и этюдов. Выставки его картин экспонировались в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, получая всеобщее признание и одобрение. Сегодня авторские коллекции К. Г. Казанчана хранятся в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Боевые и трудовые заслуги художника неоднократно отмечались правительственными наградами: орденами Отечественной войны, Трудового Красного Знамени (1967), Дружбы народов (1981), медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», почётными званиями «Заслуженный художник РСФСР» (1969) и «Народный художник РСФСР» (1985).

Ставропольские художники Ю. В. Белый, Ю. И. Бурлицкий, И. И. Никишин, В. П. Травов, Д. С. Гущин, П. М. Гречишкин, Н. И. Толстикова, А. Меренкова, посвящая статью памяти К. Г. Казанчана, отозвались о нём как о человеке, «пользовавшимся большим и заслуженным авторитетом среди художников края», о «художнике яркого и самобытного дарования, чьи произведения отличала радостная симфония красок, глубокая лиричность и проникновенность».

Умер Корюн Геворкович 9 августа 1991 года и похоронен в Тверской области в поселке Серебряники Вышневолоцкого района на «Академической Даче имени И. Е. Репина».

Имя К. Г. Казанчана навсегда вошло в историю отечественного искусства, как заслуженного, народного художника РСФСР, безгранично любившего свою страну и край, в котором он творил свои произведения, правдиво и оптимистично передавая многоликую повседневную жизнь ставропольчан, трудившихся во благо края и Родины.

Е. Ю. Климашкина (Любушкина)

// Ставропольский хронограф на 2010 год. – Ставрополь, 2010. – С. 27–31.