Родилась Елена Андреевна Ган

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА ГАН

В этой женщине было и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений.

И. С.Тургенев

Ган Елена Андреевна – русская писательница. Из дворянском семьи. Сестра Р. А. Фадеева, мать писательниц В. П. Желиховской и Е. П. Блаватской. Получив прекрасное домашнее образование под руководством матери, Е. П. Фадеевой, разносторонне одаренной и эрудированной женщины, Ган рано увлеклась поэзией: в её детских альбомах сохранились списки стихотворений многих русских поэтов, и в частности А. С. Пушкина, во время южной ссылки бывавшего в кишиневском и одесском домах Фадеева. В 1830 г. Ган встречается в Екатеринославле с артиллерийским капитаном П. А. Ганом и вместе с его батареей кочует по Украине и России. Несмотря на тяготы походной жизни, заботы о детях и отнюдь не идиллические отношения с мужем, Ган находит силы для привычных интеллектуальных занятий: изучает иностранные языки, пробует переводить и сочинять.

Весной 1836 , Ган живет в Петербурге; на нее производят глубокое впечатление впервые увиденная столица и завязавшиеся здесь знакомства: случайные встречи с Пушкиным и Н. В. Кукольником; общение с М. Ю. Лермонтовым в доме её кузины Е. А.Сушковой и, наконец, определившие литературную судьбу Ган контакты с О. И. Сенковским, который поддержал начинавшую беллетристку и открыл ей страницы «Библиотеки для чтения».

Постоянные разъезды, болезни детей, материальные трудности, которые Ган пыталась преодолеть литературным трудом, подточили её здоровье. Летом 1839 лечится в Одессе, знакомится с Н. И. Надеждиным, А. И. Подолинским и В. Г. Бенедиктовым, подарившим ей книгу своих стихов с инскриптом – посвящением «К*** (При доставлении стихов моих)». Весной 1842 вновь приезжает лечиться в Одессу, но неудачные медицинские меры лишь ускоряют её смерть.

Творчество Ган отмечено печатью автобиографизма: её героини, одинокие мечтательницы, «причудницы», наделенные возвышенным строем мыслей, «светлой и чистой душой», способные самоотверженно любить, как правило, отражают душевный мир, а иногда события жизни самой писательницы. Так, тесно связаны с реальной судьбой Ган ведущие мотивы её первой повести «Идеал», ставшие опорными для всего творчества: неудавшееся замужество и душевное одиночество героини, глубокие, основанные на подлинной духовной близости, но ушедшие в прошлое родственные связи, гнетущий провинциальный быт, обманутая любовь... Вместе с тем созданные Ган образы последовательно подчинены канонам романтического мышления и отчетливо ориентированы на литературные образны, прежде всего на героинь А. А. Бестужева (Марлинского).

Сочетание автобиографизма с литературностью, судя по частной переписке Ган, а также по её исповедальным признаниям, связано с её стремлением строить свой духовный облик в опоре на романтические каноны и штампы. Знаменательно, что литературное имя Ган, Зенеида, было почерпнуто из повести Сенковского «Любовь и смерть», а позднее передано Ган главной героине повести «Суд света».

Елена Андреевна Ган приезжала на Кавказ в 1837 году, где прожила несколько месяцев. Впечатление от этой поездки было так велико, что в своей очередной повести «Медальон» местом действия она избрала Кавказские Минеральные Воды. Эта повесть была напечатана в 1839 г. в «Библиотеке для чтения».

Вторая повесть о Кавказе «Воспоминание Железноводска» вышла спустя год после смерти писательницы в 1843 году в одном из четырех томов её полного собрания сочинений. Описание улиц городов-курортов, природы Кавказских Минеральных Вод не может оставить равнодушным читателя. Белинский так оценивал творчество Е. Ган: «... ни одна из русских писательниц не обладала такой силою мысли, таким тактом действительности, таким замечательным талантом...».

Умерла Е. А. Ган 24.6(6.7) 1842 г. в Одессе.

// Ставропольский хронограф на 1994 год. – Ставрополь, 1994. – С. 24–26.