Родился Теодор Горшельт

ТЕОДОР ГОРШЕЛЬТ

Интересным и своеобразным художником-баталистом конца  50–60-х годов  прошлого столетия являлся Теодор (Федор Федорович) Горшельт.

Баварский немец по происхождению и воспитанию он своим  творчеством оказался тесно связанным с Россией,  ее историей и национальным характером.

Известный русский  художественный  критик 70-х годов А. Прахов писал о нем в журнале «Пчела»:  «Что может быть оригинальнее и экстравагантнее для западного человека,  как почти родиться с мечтой о России,  всю свою молодость, несмотря на всякие соблазны Юга и Запада,  лелеять эту заветную мечту,  наконец привести ее в исполнение, приехать в среду русских, занятых героической борьбою с полудикими, но  гордыми  и  по своему доблестными племенами Кавказа,  и до того вжиться во внутренний смысл и внешний вид русских борцов и их  кавказских  противников,  что  в самом художнике уже почти не осталось места ни для каких других серьезных привязанностей».  Следует отметить,  что  ряд  русских художественных критиков причисляли Т. Горшельта к русским художникам-баталистам.

Теодор Горшельт родился 16 марта 1829 года в Мюнхене,  образование получил в Мюнхенской Академии художеств,  где с 1847 по  1848 год обучался у Г. Аншютца и А. Адама.

Еще в юности художник мечтал о путешествиях в дальние  страны, в том числе об экзотике Кавказа,  снегах России.  Он даже нарисовал вымышленные «Кавказские сцены».  В 1853 году Т. Горшельт отправился в поездку по Испании,  потом по Алжиру,  что нашло отражение в ряде акварельных рисунков и картин, выполненных в 1855–1858 годах.

 В 1858 году, скопив материальные средства от продажи алжирских картин,  художник, наконец, отправился на Кавказ, где был определен волонтером при штабе главнокомандующего Кавказской армией князя Барятинского и прослужил до 1863 года.

Т. Горшельт принимал  участие в боях,  ночных дозорах и вылазках. За проявленное мужество художник был награжден российским правительством орденами Св. Станислава и Св. Анны с мечами.  В течение пяти лет художник был свидетелем и участником наиболее значительных и  трагических эпизодов Кавказской войны – взятия русскими войсками Ведено и Гуниба, пленения Шамиля. Т. Горшельтом создана целая серия рисунков,  запечатлевших  сцены  жизни  и быта казачества,  горцев, русских солдат.

Еще во время пребывания на Кавказе Т. Горшельт был избран членом русской Академии художеств со званием академика батальной живописи. Наибольшую  известность  получили его полотна «Пленный Шамиль перед князем Барятинским» (1863),  «Кавказский поход» и «Штурм  укрепления  на  горе Гуниб» (1867),  за которые Горшельт был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1867).  Композиция первой из картин включает в себя около сорока выразительных портретных изображений участников  этого  исторического  момента  и притягивает внимание зрителей своей точностью и экспрессией.

В 1869 году картины Т. Горшельта  «Казаки,  возвращающиеся  с пленными после набега»,  «Русская артиллерия на Чечне» получили почетную золотую медаль на Всемирной выставке в Мюнхене. К этому времени  (с  1860 года) Т. Горшельт являлся почетным членом Мюнхенской Академии художеств.  В последние месяцы своей жизни художник сблизился с выдающимся русским баталистом В. В. Верещагиным, приехавшим в это время в Мюнхен.

Современники и  друзья  Т. Горшельта отмечали его искренность, честность и большую требовательность к себе; часто для одной фигуры в картине он делал до шести этюдов.  Особенно удавались ему рисунки и акварели, ясные, мягкие и выразительные.

В России  помнили  о вкладе художника в отражение событий Кавказской войны.  В 1877 году в  журнале  «Пчела»  были  опубликованы страницы из его дневника,  а с 1886 по 1896 годы,  уже после смерти художника,  был издан его альбом  «Кавказских  походных  рисунков», среди  которых  «Горец  с  белой  лошадью»,  «Кавказский сторожевой пост», «Возвращение с набега» и другие.

Теодор Горшельт до конца своей жизни помнил Кавказ, свои путешествия по его горам и ущельям, встречи с русскими солдатами и офицерами. «Отважность бойцов, – писал он, – их дикий неукротимый вид, их селения и скалы,  их стремительные реки, их сказания и истории – вот  где поэзия,  и если иное вблизи и теряет немного,  то все-таки Кавказ – волшебная страна!»

// Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 191–193.