Родился Алексей Александрович Малышев

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПОСТОЯНСТВО АЛЕКСЕЯ МАЛЫШЕВА

Говорят, что в нашем мире нет ничего случайного. Если следовать этой логике, то день рождения Алексея Малышева – 27 марта – стал хорошо подготовленной импровизацией Всевышнего, задумавшего связать будущее новорожденного с театром...

Для Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова имя Алексея Малышева ассоциируется с целой эпохой, оставившей заметный след в творчестве коллектива и памяти зрителей. В течение многих лет он был художественным руководителем театра. Сейчас он живет в Туле, однако Ставрополь не забывает. Здесь у него остались друзья, ученики, с которыми он переписывается и созванивается...

И мысли о Ставропольском театре самые добрые. Беспокоится за своих ребят, за тех, кому приходится работать в условиях нового экономического кризиса. Алексей Александрович очень беспокоится о провинциальном театре в целом. Ведет переписку с Общественной палатой, с канцелярией В. Путина. Душа болит за будущее театра.

Мы вместе вспоминали замечательные спектакли, которые ставил Алексей Александрович на ставропольской сцене. Ему особенно дороги те, что создавались в его второй приезд – с 1989 года. «Фаворит», «Пигмалион», «Королева Марго», «Женское постоянство»...

Заслуженный артист России Владимир Гурьев*, ныне – художественный руководитель театра-студии «Слово» вспоминает Алексея Малышева с большой благодарностью:

– Я никогда не забуду спектакль «В списках не значился» по Борису Васильеву. Это была первая моя работа под руководством Алексея Александровича. Он умрет, но вытащит из тебя всё, что ты можешь выдать в этом образе. Это в нем бесценно. Он в тебе заинтересован, он с тобой работает. Он требует, чтобы ты открылся и выложил себя, чтобы ты был живым, чтобы глаза твои не были пустыми. Он не забывал никогда говорить: «Вот это шаг вперед. Отметь себе, что ты здесь продвинулся в том-то и том-то. Ты здесь убедителен, правдив». А когда ты этим вооружен, ты знаешь свою палитру.

Для ведущей актрисы Ставропольского академического театра драмы Ирины Баранниковой Алексей Малышев был не только главным режиссером, но сначала – учителем:

– Мне очень памятны «Осенние скрипки», в которых я играла Верочку, – знаковый для меня спектакль, который позволил развернуться молодой актрисе. Один из самых моих любимых спектаклей, мне кажется, несвоевременно снятый из репертуара – «Белая гвардия». Если бы сказали завтра: «Господа артисты, сыграйте нам «Белую гвардию», наверное, хватило бы одного прогона, чтобы восстановить его.

Сегодня Ирина сама занимается режиссурой, ставит спектакли в театральной студии СГУ и вспоминает, как с ними, молодыми, работал Алексей Александрович.

– Думаю, что у него есть все – оптимизм, бодрость духа, друзья во всех концах нашей страны и за ее пределами, – говорит актриса. – Хотелось бы пожелать Алексею Александровичу здоровья и держаться молодцом, как он это умеет делать сам, и заряжать других...

М. Владимирова

// Вечерний Ставрополь. – 2009. – 27 марта. – С. 6.

*Гурьев Владимир Владимирович, заслуженный артист РСФСР, ушел из жизни 2 мая 2010 года в Ставрополе.