Родился Евгений Игнатьевич Крупнов

ЕВГЕНИЙ ИГНАТЬЕВИЧ КРУПНОВ

Один из крупнейших отечественных археологов Е. И. Крупнов родился 16(29) марта 1904 г. в Моздоке (ныне Республика Северная Осетия-Алания). Здесь прошло его детство. После смерти отца пятнадцатилетний юноша стал работать по найму – сначала батраком, затем конторщиком у частных лиц в станицах Вознесенской, Курской и других населенных пунктах Ставропольской губернии и Терской области, на промыслах «Грознефть» в первые годы советской власти.

Несмотря на трудности тех лет, Евгений Игнатьевич постоянно и настойчиво стремился к знаниям. Лишь в 1924 г. он окончил среднюю школу и поступил на этнологическое отделение Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе. В то время в нем работали такие известные кавказоведы, как профессора Б. А. Алборов, В. П. Пожидаев, Л. П. Семенов, Н. Я. Немировский, привлекавшие к исследованию родного края способную молодежь. Скоро постоянным участником их научных экскурсий стал студент Е. И. Крупнов. Яркая и самобытная культура горцев Кавказа: осетин, ингушей, чеченцев, тогда почти неизведанные пути их истории привлекали к себе внимание Евгения Игнатьевича и вскоре стали смыслом и делом всей его жизни. Наибольший интерес Крупнов проявлял к археологии.

Стремясь получить систематическое историко-археологическое образование, Е. И. Крупнов в 1927 г. перешел на историко-археологическое отделение исторического факультета МГУ, где занимался у профессора В. А. Городцова. По окончании университета в 1930 г. Евгений Игнатьевич был принят на работу в Государственный Исторический музей.

Работа в ГИМе является важным этапом в творчестве и деятельности Е. И. Крупнова. Здесь он написал и опубликовал в 1933 г. свою первую научную работу – обстоятельную рецензию на статью А. С. Вартапетова в журнале «Революция и горец». В этом же году Евгений Игнатьевич вместе с Л. А. Ельницким провел первую самостоятельную археологическую разведку левобережья р. Риони. Так началась активная и многогранная творческая деятельность Е. И. Крупнова. Уже в 1935 г. он возглавил археологическую экспедицию Государственного Исторического музея в горные районы Северной Осетии. В 1937 г. Евгения Игнатьевича пригласили на работу в московское отделение ГАИМК (ныне Институт археологии РАН). В 1938 г. Е. И. Крупнову было присвоено звание старшего научного сотрудника.

К 1941 г. это уже сложившийся ученый-кавказовед. Основное направление его научной работы нашло свое воплощение в первом обобщающем труде «История Ингушетии с древнейших времен до XVIII века», первая часть которого вышла в свет в 1948 г. Вторая – посвященная средневековой Ингушетии, переработанная и дополненная в виде монографии – опубликована посмертно.

Одновременно с историей Ингушетии Евгений Игнатьевич занимался древней культурой Дагестана. В 1940 г. была опубликована его работа «Каякентский могильник – памятник древней Албании» (памятник позднебронзовой культуры Северо-Восточного Кавказа, имевшей связи с Восточным Закавказьем). После публикации работы эта культура получила название каякенстско-хорочоевской.

Началась Великая Отечественная война. С группой своих товарищей-археологов (А. П. Смирновым, П. А. Дмитриевым, Д. А. Крайновым и др.) Евгений Игнатьевич вступил в московское народное ополчение и солдатом Ленинской дивизии был отправлен на Западный фронт. После ранения (в октябре 1941 г.) он на короткий срок приехал в Москву и успешно защитил в МГУ кандидатскую диссертацию. Военную службу он продолжил в стрелковой дивизии в качестве лектора политотдела.

В 1945 г. Евгений Игнатьевич был демобилизован и вернулся в Москву. С этого времени начинается наиболее плодотворная его деятельность. В первые послевоенные годы ощущался недостаток научных кадров в кавказской археологии и Евгений Игнатьевич наряду с работой в ГИМе и Институте археологии АН СССР в течение трех лет (1947–1949 гг.) заведовал сектором археологии в Кабардинском научно-исследовательском институте. Возобновилась интенсивная полевая экспедиционная работа, охватившая в эти годы значительную часть Северного Кавказа от Дагестана до Кабарды и Пятигорья. Быстрыми темпами шло накопление и изучение нового археологического материала, в результате чего появились такие ценные исследования Евгения Игнатьевича, как «Материалы по археологии Северной Осетии докобанского периода», «Новый памятник древних культур Дагестана», «Грузинский храм «Тхаба-Ерды» на Северном Кавказе», ряд больших статей по истории Кабарды и др. В первые послевоенные годы были изданы небольшие по объему, но содержащие важные наблюдения и выводы обзорные работы Евгения Игнатьевича: «Краткий очерк археологии Кабардинской АССР» и «К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным».

Назначение Е. И. Крупнова в 1951 г. на пост заместителя директора Института археологии АН СССР не отразилось на его научной работе. В 1952 г. выходит монографическое исследование «Жемталинский клад», посвященное замечательному комплексу бронзовых вещей VIII–VII вв. до н. э., найденному в ущелье р. Псынгансу. Глубокое исследование Жемталинского клада явилось выражением постоянного интереса исследователя к проблемам всемирно известной кобанской культуры Кавказа. Разработка этих проблем становится ведущей в дальнейшем научном творчестве Евгения Игнатьевича.

Опираясь на накопленный археологический материал, в 1950–1951 гг. он приступил к написанию древней истории Кабарды. Первые главы этой работы, охватывающие эпохи неолита, бронзы и раннего железа, были напечатаны в изданиях Кабардинского НИИ. В 1957 г. был опубликован сводный труд «Древняя история и культура Кабарды». Труды Е. И. Крупнова по истории Кабарды очень интересны, так как основаны на тщательном изучении и анализе фактов.

Трудно даже перечислить десятки статей и рецензий, опубликованных Е. И. Крупновым в пятидесятые годы, итоги его многочисленных экспедиций в различные районы Северного Кавказа. Важными стали проблемные статьи «О состоянии и задачах изучения археологии Кавказа», «О походах скифов через Кавказ», «Киммерийцы на Северном Кавказе». Большое научное и практическое значение имели исследования экспедиции Е. И. Крупнова в прикаспийских Божиганских и Ачикулакских песках Ставрополья. Работая несколько лет в Северо-Западном Прикаспии, экспедиция установила, что некогда в этих ныне безводных районах была достаточно высокая плотность населения, занимавшегося главным образом скотоводством. Основываясь на археологических и спорово-пыльцевых исследованиях, Е. И. Крупнов доказал не только существование иной, более благоприятной биологической среды в Северо-Западном Прикаспии в прошлом, но и указал на возможность экономического возрождения и хозяйственного использования заброшенных районов в будущем. Этим актуальным задачам современности посвящены статьи «За экономическое возрождение районов Прикаспийской низменности» и «К истории Моздокской степи и Западного Прикаспия». То есть его труды переходили в научно-практическую плоскость.

В 1955 г. у с. Мужичи в Ассинском ущелье Чечено-Ингушской АССР Евгений Игнатьевич начал раскопки так называемого Лугового могильника VI–V вв. до н. э. и поселения III тыс. до н. э. В последующие годы раскопки этого археологического комплекса были продолжены учеником Е. И. Крупнова Р. М. Мунчаевым. Луговой могильник оказался одним из наиболее значительных погребальных памятников скифского времени на Кавказе, характеризующий глубокие связи и взаимовлияния местных культур Кавказа, степного скифо-савроматского мира и даже связи со странами Ближнего Востока. Исследование материалов Лугового поселения позволило сделать важный вывод о том, что территория Чечено-Ингушетии в III тыс. до н. э. входила в зону распространения куро-аракской и майкопской культур.

Параллельно с активной исследовательской деятельностью Евгений Игнатьевич вел большую научно-организационную, административную и общественную работу, оставаясь бессменно до 1960 г. заместителем директора Института археологии АН СССР. В 1950–1952 гг. он избирался депутатом Кировского районного совета Москвы.

В 1960 г. вышла в свет монография Е. И. Крупнова «Древняя история Северного Кавказа». В этом капитальном труде подведены итоги напряженной работы ученого в течение двух десятилетий. В 1960 г. данное исследование было защищено им в качестве докторской диссертации, а в 1963 г. за этот труд Е. И. Крупнову была присуждена Ленинская премия.

«Древняя история Северного Кавказа» отличается многообразным и разноплановым содержанием. Главной темой в ней является кобанская культура I тыс. до н. э. Содержание книги выходит за рамки собственно кобанской культуры; в ней поставлены и решены многие вопросы древней истории Северного Кавказа – о связях населения со скифскими, позднее сарматскими племенами, о широких международных связях населения древнего Кавказа и их путях, о происхождении некоторых современных кавказских народов и пр. Всем своим содержанием книга неопровержимо доказывает главное – горы Кавказа никогда не были «дикими горными трущобами» и отсталой окраиной древнего цивилизованного мира, напротив, Кавказ был одним из очагов высокой культуры и в III–I тыс. до н. э., а история кавказских народов уже с этой седой древности была органически связана с историческими судьбами племен и народов Древнего Востока и Юго-Восточной Европы. В книге сообщалось также о скифах на Кавказе и их походах в Переднюю Азию.

В 1966 г. вышла в свет статья Е. И. Крупнова «Кавказ в древнейшей истории нашей страны», где вновь была показана несостоятельность утверждений о якобы извечной культурной отсталости северокавказских народов. Подлинно научное выяснение исторической роли Кавказа во всех аспектах было в центре научных интересов Евгения Игнатьевича до последних дней его жизни.

С 1957 г. Е. И. Крупнов руководит объединенной Северо-Кавказской археологической экспедицией (СКАЭ) с участием Чечено-Ингушского, Северо-Осетинского, Карачаево-Черкесского научно-исследовательских институтов и музеев краеведения. По количеству сотрудников, охваченной полевыми работами территории и широте научной проблематики СКАЭ была одной из крупнейших археологических экспедиций СССР. В этом – огромная заслуга ее организатора и бессменного руководителя Е. И. Крупнова.

Наиболее широкие работы были развернуты в Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. В 1957 г. СКАЭ начала многолетние исследования в районе села Эльхотово – станицы Змейской, где впервые в больших масштабах был раскопан поселок кобанской культуры IX–VIII вв. до н. э., начаты раскопки обширного аланского катакомбного могильника XI–XII вв. у станицы Змейской, а позже изучение крупнейшего городища Северной Осетии Верхний Джулат. Эти материалы стали важными источниками по древней и средневековой истории всего Северного Кавказа. Роль Евгения Игнатьевича в организации этих исследований и научной оценке добытых материалов трудно переоценить. Так, он вместе с Л. И. Лавровым локализовал на Верхнем Джулате известный в русских летописях «славный ясский город Дедяков».

Огромное значение для разработки все еще слабо изученной истории народов Чечено-Ингушетии имеют многолетние работы СКАЭ на территории Чечено-Ингушской АССР. Исследованиями учеников Евгения Игнатьевича Р. М. Мунчаева, В. И. Марковина, В. И. Козенковой, М. Х. Багаева и др. был получен большой материал от эпохи камня до позднего средневековья. Вследствие этого воссоздание древней истории республики стало реальным. Неутомимый организатор и руководитель этих исследований Евгений Игнатьевич, начиная с 1959 г., непосредственно руководил раскопками кобанского поселения у Сержень-Юрта. Ухудшившееся здоровье не позволило ему довести до конца эти раскопки, завершенные в последующие годы В. И. Козенковой.

Верхний слой раскопок синхронен Змейскому поселению и органически связан с кобанской культурой. Материалы этого слоя, особенно результаты радиоуглеродного анализа древесного угля, позволили Е. И. Крупнову прийти к убеждению, что кобанская культура сформировалась и бытовала на Центральном Кавказе с XI по VI вв. до н. э., пройдя три последовательных этапа своего развития. Этому посвящена одна из последних статей исследователя «Об уточненной датировке и периодизации кобанской культуры». Его периодизация по сути сохранилась и доныне.

Еще большее значение имеют материалы из нижнего культурного слоя Серженьюртовского поселения. По наблюдениям Е. И. Крупнова они тесно связаны с аналогичными материалами Дагестана и Закавказья и позволяют сделать исторический вывод о существовании в III тыс. до н. э. общекавказской культурной и этнической общности. Обоснование этого вывода с привлечением широкого круга историко-лингвистических исследований дается в проблемной работе Е. И. Крупнова «Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность». Она отражает не оставлявший все время Евгения Игнатьевича глубокий интерес к проблеме происхождения народов Кавказа.

Многосторонняя работа коллектива СКАЭ освещена не только в многочисленных статьях, но и в трех томах трудов экспедиции, редактором и одним из авторов которых был Е. И. Крупнов.

В последние годы жизни Евгений Игнатьевич, обобщая свой научный опыт, обратился к замечательному устно-поэтическому творчеству северокавказских народов – нартскому эпосу.

Длительное изучение кобанской культуры привело его к заключению о том, что по аналогии с древними греками именно эту эпоху можно назвать героической. Тогда появилось на Кавказе железо и, видимо, сформировалось основное ядро нартского эпоса. Работа Крупнова «О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа» привлекла особое внимание не только специалистов, но и всех людей, неравнодушных к истории, проблемам культуры. Основательное исследование о нартском эпосе было мечтой ученого, но ей, к сожалению, не было суждено сбыться.

«Лебединой песнью» Евгения Игнатьевича стала сданная им в печать в 1970 г. рукопись «Средневековая Ингушетия». И здесь исследователь остался верен себе – зародившийся еще в молодости интерес он целеустремленно пронес через всю жизнь и вновь вернулся к нему в конце своего творческого пути. Е. И. Крупнов сделал по существу новую монографию, впервые освещавшую слабо изученную историю Ингушетии.

Евгений Игнатьевич подготовил многих высококвалифицированных археологов, впоследствии работавших в научных учреждениях Российской Федерации и в Закавказье (И. Г. Нариманов, Д. А. Халилов, Т. А. Бунятов, Р. М. Мунчаев, В. И. Марковин, В. А. Кузнецов, В. И. Козенкова, Д. М. Атаев, И. М. Мизиев, В. В. Бжания, О. Х. Бгажба, М. Х. Багаев, О. Д. Давудов и др.). Особое внимание Е. И. Крупнов уделял подготовке национальных кадров археологов, считая это своим долгом и щедро делясь с молодежью не только знаниями и опытом, но и накопленными археологическими материалами.

Е. И. Крупнов достойно представлял советскую науку за рубежом во время поездок в Сирию, Ливан, Ирак, Турцию, Югославию. В 1963 г. за заслуги в освещении культурных связей южных районов СССР со странами Ближнего Востока ему была присуждена премия известного ливанского общественного деятеля Саида Акля. За большие научные достижения и плодотворную общественную деятельность Евгений Игнатьевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями, а также почетными грамотами Верховного Совета и Совета Министров Северо-Осетинской АССР. Ему были присвоены звания заслуженного деятеля науки Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской АССР.

Все свои силы он отдавал во имя процветания советской науки. Коллеги удивлялись неиссякаемой энергии этого человека: он находил время и для нелегкой работы в ВАКе, заведовал сектором неолита и бронзы Института археологии АН СССР, был членом редколлегии журнала «Советская археология».

Е. И. Крупнов скончался после нескольких подряд перенесенных инфарктов 29 сентября 1970 г.

При написании настоящей статьи был использован опубликованный в свое время некролог о Е. И. Крупнове, написанный В. А. Кузнецовым.

А. В. Найденко

// Ставропольский хронограф на 2004 год. – Ставрополь, 2004. – С. 90-98.