Родилась Мария Гавриловна Савина

МАРИЯ ГАВРИЛОВНА САВИНА

Спасибо, солнышко ты наше,
За то, что из священной чаши
Глотка дала ты нам вкусить
И снова счастье пережить…
Хоть видел я тебя раз двести,
Но с милой Янушевской вместе
Тебя на сцене увидав,
Сказал я: «Господи, ты прав,
Что так хранишь ее чудесно, –
А как, то лишь Тебе известно,
Но вижу: долгие года
Не оставляют в ней следа.

Этот дружеский экспромт, помещенный в газете «Пятигорское эхо» за 31 июля 1911 года, был посвящен актрисе Марии Гавриловне Савиной.

28 июля она приняла участие в студенческом вечере, прошедшем в Кисловодском курзале. «В программе вечера, – писал рецензент, – было много «гвоздей», но солнцем программы явилась гордость русского театра Мария Гавриловна Савина, художественно сыгравшая вместе с г-жой А. Янушевской «Дамскую болтовню» Билибина. Публика восторженно приняла дорогую гостью, подарившую восхищенным зрителям и слушателям ряд прекрасных минут. Г-же Савиной и г-же Янушевской весь зал долго аплодировал, и артистки получили цветочные подношения».

М. Г. Савина родилась 11 апреля (30 марта по старому стилю) в городе Каменец-Подольске на Украине. Ее артистический путь, как и многих актрис, начался с подмостков провинциальной сцены. С детства она жила в атмосфере театра. Родители ее разошлись, поделив детей. Маша осталась с отцом, провинциальным актером Г. Стремляновым небольшого дарования, но скандального характера. Он часто менял города. Дочь делила с ним тяготы кочевой жизни и с пятнадцати лет начала выступать на сцене. Рано выйдя замуж, взяла фамилию мужа, которую позднее прославила. Природная одаренность сочеталась в ней с большой волей и трудолюбием, с огромным женским обаянием и врожденным изяществом. Она быстро обретала популярность. Работавший вместе с ней в антрепризе П. Медведева В. Давыдов предсказывал ей большое будущее, потому что «она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение».

В двадцать лет, после выступления на сцене Благородного собрания, М. Г. Савина была приглашена в Александринский театр, где проработала сорок лет, очень скоро став первой артисткой императорской труппы.

«Имя ее пользовалось какой-то волшебной притягательной силой», – писал один из современников. Партнер по сцене Ю. Юрьев говорил, что «Савина царила на сцене – любила царить и умела царить». А вот как характеризует ее игру В. Немирович-Данченко, ряд лет наблюдавший актрису во многих спектаклях и на репетициях: «…мне кажется, что я сообщаюсь с Богом. Артистка поднимает мой дух на такую высоту, с какой только высшая сила может созерцать людские радости и страдания».

Актриса не только создала много прекрасных образов, она создала еще и себя.

Провинциалка без всякой школы (она окончила два класса гимназии), М. Г. Савина стала не только ведущей актрисой императорского театра, но и непререкаемым авторитетом в нем.

Огромная занятость не мешала ей удерживать славу одной из самых элегантных женщин Петербурга. Мария Гавриловна отличалась безупречным вкусом: великосветские красавицы завидовали ее умению одеваться и копировали наряды артистки.

В 1879 году М. Г. Савина познакомилась с И. С. Тургеневым, когда для своего бенефиса взяла его пьесу «Месяц в деревне», где сыграла Верочку, и автор по ее приглашению посмотрел спектакль. Они подружились. Писатель с интересом слушал живые рассказы молодой актрисы о детстве, нравах провинциальной сцены. А в письмах ее Тургенев обнаружил владение пером. «Пишите, пишите», – внушал он ей и преподнес обязывающий подарок: линованную в синем переплете тетрадь с замочком. Так появились записки актрисы, озаглавленные «Горести и скитания». Одна из глав называется «Пятигорск».

Летом 1875 года М. Г. Савина приехала лечиться на Кавказские Минеральные Воды.

В Пятигорске в это время гастролировала провинциальная труппа Надлера. Положение актеров было плачевным: полное отсутствие сборов заставляло их влачить полуголодное существование. Среди них оказались несколько товарищей Савиной по провинции.

Стремясь помочь отчаявшимся артистам, Мария Гавриловна согласилась принять участие в трех спектаклях за плату и раздала эти деньги труппе.

Присутствовавшие на спектаклях были в восторге от игры актрисы. После последнего спектакля ей был преподнесен букет, перевязанный вместо ленты кавказским поясом с адресом от благодарной публики. А дома ее ждал сюрприз – комната была обставлена в кавказском стиле: полы и стены убраны коврами, посередине стоял турецкий диван, а на столе – серебряный кувшин на подносе.

И в дальнейшем, помня о своих провинциальных «скитаниях» и «горестях», зная, как трудно живется актерам-странникам, Савина стремилась найти пути помощи им. По ее инициативе было организовано сначала Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям, а в 1894 году – Русское театральное общество, целью которого было «содействие всестороннему развитию театрального дела в России».

В июне 1910 года Мария Гавриловна вновь приехала на Кавказские Минеральные Воды. Она знаменита, горячо любима публикой. В Ессентуках и Пятигорске 17 и 18 июня актриса выступила в роли Тугиной в постановке пьесы А. Островского «Последняя жертва».

Из рецензий на спектакли, помещенных в газете «Пятигорское эхо»: «…На спектакль собрались все Ессентуки. Мария Гавриловна играет «по савински» – это тонкая, нежная акварель, тончайший, благороднейший рисунок. Захватывает финал третьего акта – он «сделан» удивительно – ни одного вскрика, ни одного «нажима», а какое впечатление, какой захват. Успех, конечно, огромный, цветов добрая оранжерея…».

На этом спектакле присутствовал К. С. Станиславский со своей женой, актрисой художественного театра М. Лилиной. «Спасибо за доставленное наслаждение», – писал знаменитый режиссер М. Г. Савиной.

А 27 июня в Кисловодске актриса сыграла в комедии В. Дьяченко «Тетенька» вместе с известными актерами Варламовым и Бравичем. Вот картина Кисловодского курзала: «Фешенебельный спектакль: изысканно одетой публикой переполненный театр.

– Мария Гавриловна играет!

Среди зрителей партера – много местных обывателей, не упустивших случая повидать М. Савину.

– Удастся ли еще раз посмотреть несравненную?

В ложах – целый «цветник» изящных дам в роскошных туалетах. Мелькают греческие прически, начинающие входить в моду. В первых рядах партера – «кумир» столичной публики Собинов… М. Савина неподражаема. Бесконечные аплодисменты и вызовы. Артистке подносят роскошный букет…».

Последний раз публика Кавказских Минеральных Вод увидела М. Г. Савину летом 1911 года на устроенном в пользу студенчества традиционном вечере в Кисловодске, с которого начался рассказ. Она приезжала в Ессентуки еще дважды (в 1913, 1915 гг.), но на сцену уже не выходила.

И еще один эпизод из жизни актрисы. Косвенно Марию Гавриловну Савину связал с нашим краем известный ставропольский писатель Илья Дмитриевич Сургучев. В мемуарном очерке «М. Г. Савина», вышедшем во время эмиграции в 1955 году, писатель поведал интересный эпизод.

В октябре 1912 года в Александринском театре Санкт-Петербурга была принята к постановке пьеса И. Д. Сургучева «Торговый дом», прототипами героев которой были представители одной из известных на Ставрополье купеческих династий Меснянкиных.

Автора вызвали в театр, где заведующий репертуаром академик Н. А. Котляревский и режиссер спектакля А. И. Долинов обсудили с ним состав актеров и график проведения репетиций. Котляревский посоветовал Сургучеву лично поехать к знаменитой актрисе Марии Гавриловне Савиной и предложить ей главную роль – старухи Костяниной.

Ехал Илья Дмитриевич к актрисе с трепетом и страхом. И не без основания: до этого Савина играла только красавиц, а тут старуха – хозяйка «торгового дома». Автора пьесы провели в кабинет Марии Гавриловны, которая, естественно, сначала наотрез отказалась от роли, но убедить ее играть в пьесе помог муж актрисы директор «Русского пароходства и торговли» Молчанов: «Котляревский хотел сделать Вам неприятность и вместо этого прислал первоклассную роль», – сказал он жене. Она согласилась. И это была главная сенсация постановки: критики потом неустанно подчеркивали в своих рецензиях, что М. Г. Савина в первый раз в истории играла «патентованную старуху». Великой русской актрисе было все по плечу.

Е. Б. Громова

// Ставропольский хронограф на 2009 год. – Ставрополь, 2009. – С. 38-41.