Натюрморт: мертвая природа или тихая жизнь предметов

21 апреля 2013 года закончился весенний сезон бесед по истории искусства с искусствоведом Ольгой Бендюк закончился темой «Натюрморт: мертвая природа или тихая жизнь предметов». Это был темпераментный рассказ о неподвижном мире предметов, усиленный насыщенным иллюстративным рядом. Раскрытие темы Ольгой Бендюк всегда неординарно и индивидуально разработано. От зарождения жанра, путешествуя через века и страны, по индивидуальности почерка мастеров – до рекламного и кинематографического натюрморта.

Предмет – его функциональность, надежность и прочие необходимые качества, на которые обращает внимание человек, напрямую зависят от его формы, материала, из которого он изготовлен, и впечатления, которое производит он на потенциального обладателя. То есть художественный образ, эстетический вид – немаловажная сторона при выборе предмета.

Вещи, предметный мир окружают человека с самого момента зарождения и развития цивилизации. Несмотря на это, натюрморт – самый молодой из жанров в изобразительном искусстве, в чистом виде он появился на рубеже XVI-XVII вв. Каким бывает натюрморт, его разновидности, аллегории и символы, предпочтения в выборе предметов в качестве героев – это целая история взаимоотношений человека и вещи, общества и окружающего предметного мира. Мир вещей, как и мир человека, наполнен множеством событий – трагических и лирических, тусклых и радостных. Посредством предметов художник рассказывает о себе, своей эпохе, своем мире. Так что же такое натюрморт: фр. nature morte мертвая природа или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still life, буквально – тихая (неподвижная) жизнь? Хотелось бы надеяться, что участники семинара выбрали последнее толкование термина.  

На этой сугубо практической, всегда актуальной теме, человек и его красивые вещи, семинар закончил свою работу. Участники и организаторы простились на время летних каникул, до нового учебного года.