«Хочу у зеркала я выпытать...» или история романа Зеркала и Человека

Среди всех предметов повседневного обихода едва ли найдется вещь более противоречивая и загадочная, чем зеркало. C момента своего появления зеркало притягивало и пугало одновременно. В разные времена  человек находил в нем либо отражение образа Божия, либо ухмылку Дьявола.  Вокруг него складывались мифы и легенды. Так формировался потусторонний мир Зазеркалья. Отражение (зеркало) может наказать, так был наказан Нарцисс, отражение (зеркало) может помочь, как помогло Персею победить Медузу Горгону. Зеркало может рассказать всю правду: «Свет мой Зеркальце, скажи…», а сделанное ужасным троллем, может нести в мир зло, как в сказке Андерсена.

Кроме многочисленных суеверий и мифов, зеркала обладают и реальными качествами: при помощи зеркал Архимед уничтожил римский флот, вогнутые параболические зеркала – основной рабочий орган солнечных батарей, это часть радиотелескопа, микроскопа, фотоаппаратов, множества медицинских приборов.

Сама история изготовления зеркал полна тайн и интриг. Европейское производство зеркал было налажено во Фландрии еще в XIII веке, но предприимчивые венецианские купцы, недолго думая, перекупили у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных «венецианских» зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими).

История зеркала – это не просто история предмета домашнего обихода, но еще и история взаимоотношений человека с его отражением, с его двойником. Человек сталкивается со своим отражением и открывает себя как личность.

Каменные и металлические, стеклянные и хрустальные, выпуклые и вогнутые, наконец, плоские зеркала стали не только  бытовым предметом, но символом, образом, что нашло свое отражение в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве.

Жанр автопортрета невозможен без участия зеркала, а присутствие зеркала в жанровой живописи, в интерьере помогает художнику раздвинуть границы помещения, расширить пространство, показать то, что невозможно увидеть, внести в работу разные смыслы. Эти качества: отображать, удваивать, делать видимым невидимое использовали художники, начиная с эпохи Возрождения. А для мастеров модернизма зеркало стало неисчерпаемой темой; зеркало как идею и как предмет используют дизайн, реклама, современная архитектура. 

Последняя в этом году встреча с искусствоведом Ольгой Бендюк с беседой по истории искусства, прошедшая 24 ноября 2013 года, была посвящена именно зеркалу: «Хочу у зеркала я выпытать…» или история романа Зеркала и Человека». Зеркальные шары новогодней елки и грядущие вслед за Новым годом святочные дни с непременными колядками и гаданиями еще раз напомнят нам о непростой сущности зеркала: в жизни зеркало помогает нам познать себя, в искусстве – изменить наши представления о пространстве и времени.