Беседа с искусствоведом Ольгой Бендюк «На войне как на войне. Художники-участники, очевидцы, интерпретаторы»

понедельник, 14 марта, 2016 - 15:00

«На войне как на войне. Художники – участники, очевидцы, интерпретаторы» – тема прошедшей встречи в клубе беседы с искусствоведом Ольгой Бендюк по истории искусств 20 марта 2016 года.

История показывает, что практически во все времена человечество вело войны, а государства прибегали к вооруженному насилию для достижения своих политических, религиозных, экономических, территориальных  целей. Несмотря на исторические уроки, уровень интеллектуального развития, и в XXI столетии война продолжает оставаться одним из способов «выяснения» отношений между государствами.

Напрямую с историей войн связано развитие батального жанра в изобразительном искусстве. Тема войны неизбежно находила отражение в искусстве во все времена, начиная с первобытного общества.  Как формировался и развивался жанр,  какие акценты и приоритеты существовали при изображении битв и полководцев в разные исторические периоды; как при этом работал художник, какова степень его личной ответственности:  создавать героизированный миф или постараться дать объективную оценку события; в конце концов, что есть сам художник – непосредственный участник войны,  очевидец или всего лишь  интерпретатор, пользующийся рассказами очевидцев, –  круг вопросов, которые которых мы коснулись в ходе встречи.  

Особо выделена тема военных походов Наполеона, а именно Египетской кампании, и вклада участников наполеоновской «Комиссии науки и искусств» в развитие египтологии как науки, а также русского похода Наполеона и трактовки главного события  Отечественной войны 1812 года – Бородинского сражения иностранными и русскими художниками. Именно после войны 1812 года, в русском искусстве батальный жанр развивается в самом широком спектре характеристик: политическая карикатура и сатира (И.И. Теребенёв), парадная баталия и парадный портрет, батально-бытовая живопись (К.Н. Филиппов, П.О. Ковалевский, В.Д. Поленов), бытовые этнографические зарисовки и наброски (Г.Г. Гагарин), маринистическая баталия (И.А. Айвазовский), исторические реконструкции и эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов, А.Д. Кившенко).

Целая плеяда русских художников-баталистов – это кадровые военные: морские офицеры, гвардейцы, драгуны (А.П. Боголюбов, П.А. Федотов, Н.Н. Каразин). Их военные и творческие судьбы – не просто пример героического служения Отчизне, но  и высокий образец гражданственной позиции художника. А выпускник Морского кадетского корпуса В.В. Верещагин, художник-воин, всю жизнь проведший в действующей армии, погиб при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны, но своей жизнью и творчеством, дал беспощадный приговор всем битвам и войнам, минувшим и будущим, создав свою картину-аллегорию «Апофеоз войны». Батальный жанр инициировал развитие и такого монументального вида  искусства в России, как  панорама и диорама (Ф.А. Рубо).

Как и Отечественная война 1812 года, особо подробно рассмотрен период Первой мировой войны, которая не только отразилась в многочисленных произведениях художников, скульпторов, фотографов, но повлияла на развитие искусства всего XX века.

Война и искусство, война и живопись –  тема глобальная. Но, это всегда чудовищная жестокость, которая выходит за пределы представлений о человеческой природе. И главная тема искусства в военный период – это гуманизм, защита человека и культурных ценностей. В этом заключается и честность, и ответственность профессии.  Для художников война во все исторические периоды становится проверкой на приверженность гуманистическим идеалам. И как показывает история искусств, даже самые талантливые не всегда могут эту проверку пройти.

И все же, когда бы художники ни обращались к теме войны, на чьей стороне бы они ни воевали, очевидно, что противоестественность и ужасы войны, бессмысленность боевых действий, трагедии жизней обычных людей вот уже целые столетия,  перемещаются из картины в картину.