Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти

30 марта 2014 года состоялась новая встреча с искусствоведом Ольгой Бендюк, посвященная теме «Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти. Сотворение мифов».

С  момента возникновения цивилизации, человечество мечтает создать такую форму власти, которая бы устраивала общество. О чем мечтает каждый из нас? О справедливом правителе. О чем мечтает художник? О просвещенном правителе.

Искусство и политика – вечная тема, которую, скорее всего, никто никогда не разрешит, она не меняется в своей сути на протяжении веков. История показывает: художник, идущий на компромисс с властью, деградирует, он перестает быть актером, писателем, перестает быть творцом.

Но  художник – это лучшее, что представляет собой время, в которое существует человеческая общность – народ. Быть художником – это, прежде всего, нести тяжкий крест. Ответственность художника перед обществом приводит к противостоянию власти и творчества. Противостояние не на равных: власть может сломать художника. Художник не может, да и не должен «ломать» власть, у него совсем иные задачи.

Власть может обходиться без художников, художники тоже могут обходиться без власти. Но что важно: гармония в обществе приближается не тогда, когда художники опускаются до уровня власти, а когда власть поднимается до уровня творчества, когда правитель понимает, кто есть художник. Как это было у Перикла и Фидия, папы Юлия II и Микеланджело, короля Филиппа IV и Веласкеса.

Каждая страна, если она хочет быть великой, должна иметь великое искусство. От характера взаимоотношений искусства и власти, меры их гармонии или конфликтности нередко зависела стабильность общества. Художник обладает духовной властью, пусть даже символической. Но в определенные исторические моменты эта духовная власть может стать серьезным конкурентом реальной политической власти. Важен социально-нравственный выбор самого художника: с кем Вы, господин Художник? 

Хорошо, если интересы художника и власти совпадают. Как показывают культурные исторические практики, на протяжении веков сложились совершенно разные принципы взаимоотношений художника и власти: сотрудничество и противостояние, нейтралитет и взаимное отчуждение, взаимно потребительское отношение.

И все же в большинстве случаев приходится признать: власть и художник несовместимы; художник – от Бога, власть – от дьявола. Власть не перехитришь, в игре с дьяволом всегда побеждает дьявол. Часто близость к власти для художника  заканчивалась трагически, как в примере с просвещенным правителем Рима Андрианом, приказавшим казнить своего учителя, создателя Пантеона Аполлодора Дамасского.

Ближайший к нам исторический период, XIX–XX вв., обнаружит в теме «художник и власть» еще более сложные и разнообразные взаимоотношения, что станет темой следующего разговора 27 апреля.