Геннадий Хазанов. Заметки киноведа. 2

четверг, 6 августа, 2020 - 10:00

Геннадий Хазанов. Как смотреть кино / Алан Паркер. «Сердце Ангела»

Предметом второго  разговора должна была стать «Неоконченная пьеса для механического пианино». Но умер Алан Паркер.  Думаю, сегодня найдется немало людей, которым ничего не говорит ни имя этого автора, ни название фильма, упомянутое в заголовке.

В предыдущем разговоре я упомянул, что люди могут смотреть одну и ту же ленту, а увидеть абсолютно разное. Как это получается? Начнем с самого простого: «Про что кино?»

Частный детектив с немного странной фамилией Ангел получает заказ разыскать исчезнувшего. Задание, которое показалось сначала не сложным, оборачивается кошмаром. Как только сыщик выходит на человека, способного дать какую-то информацию, свидетеля зверски убивают. Занимательно, местами страшно.  Добавьте пряный привкус экзотики, как в эпизоде с отправлением кровавых вудуистских ритуалов, о которых мы тогда почти ничего не знали.  Да плюс жестокие, на грани натурализма изображенные способы многочисленных убийств. Очень впечатляющее зрелище получилась. Финал, правда, немного непонятный, зато совершенно непредсказуемый.

Это первый слой. Что мы видели? «Детективо». Про «любофф» тоже есть, но маловато.

История про расследование окрашена в мистические черно-багровые тона. Поручение герой получает в странноватом храме, где в то же время происходит кровавое убийство. В разных местах Ангел видит огромные тени от лопастей чудовищного вентилятора. Эти кадры так впечатлили группу начинающих российских кинематографистов, где неформальным лидером был Федор Бондарчук, что во всех их рекламных клипах к месту и не к месту завертелись зловещие тени. Изобразительный ряд Паркер выстраивать умел. Но  это к слову. Расследованию Ангелу поручает некто Лу Сайфер, в английском написании читается: Люцифер. Роберт де Ниро в черном костюме с черной бородкой и дьявольской иронией в глазах покручивает в руках тросточку с очень своеобразным набалдашником. Воистину, сам сатана.

Детективный сюжет окрашен в глубокие мистические тона. Это не просто способ подергать нервы впечатлительному зрителю. Здесь новое измерение смысла. Речь, оказывается, не об обычном преступлении. Паркер предлагает разглядеть за историей из сериала «Менты» притчу о борьбе добра со злом, об искушении Ангела Нечистым.

Но и этого мало. Мне очень не хочется рассказывать, кто же оказался убийцей. Обычный детектив такое сообщение сразу уничтожит, а людей, который не видели «Сердце Ангела», очень много. Вдруг кто-то  решит глянуть, что же за шедевр снял покойный Алан Паркер. Скажи, кто в картине главный злодей, и смотреть не станут. Поэтому основания для следующего утверждения приводить не стану. Кто знаком с лентой, поймет. Кто ее для себя только будет открывать, тоже поймет, но потом, после просмотра.

Паркер снял фильм о том, как, по-современному выражаясь, происходит самоидентификация. Говоря по-человечески, про то, как познать самого себя, определить, тварь ты дрожащая или право имеешь. И что это за право, и чем это право ограничено. Словом, про то, что бог с чертом сражается, а поле битвы – душа человеческая.

Обсуждаем, что же за фильм мы посмотрели. Один скажет, классный детективчик. Другой будет утверждать, что видел философскую ленту об основах личности. О том, как культура – в широком смысле – эту личность создает. В запале спора приравняет Паркера к Достоевскому. Кто прав? Процитируем Макаревича: «И каждый пошел своею дорогой. А поезд пошел своей».

Искусство так устроено, что каждый потребитель берет то, что он готов взять. Есть, правда, у произведения механизм, который компьютерщики называют «фул пруф», защита от дурака. Чтобы «чайник» вроде меня не сломал аппарат, ткнув не в ту клавишу, устанавливается некая программа. Она не впускает профана туда, куда ему нельзя лезть. Если я беру «Иосифа и его братьев» и на двадцатой странице мне становится нестерпимо скучно, это «фул пруф». Ты еще не готов, милый. Приходи позже, когда поумнеешь. Или перечитай «Приключения майора Пронина».

Паркер сделал фильм, более демократичный, чем роман Томаса Манна. Но и в «Сердце Ангела», чтобы понять его полностью, нужно нырять поглубже.

Так как же правильно смотреть кино? Садитесь поудобнее и глядите на экран. Только попкорн с собой не берите.