Знакомство с выставкой « В те дни ты знал меня, Кавказ…»

Художественная выставка открыта в рамках партнерского проекта Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) и главной публичной библиотеки Ставрополья.

«С детских лет путешествия были моею любимою мечтою», «Мне путешествие привычно. И днём и ночью – был бы путь…», – отмечал Александр Сергеевич. Сравнительно молодым человеком он покинул столицу и отправился на юг России. 17 мая Пушкин прибыл в Екатеринославль, где прожил около двух недель. В этом городе после встречи с семьей Н. Н. Раевского возникла идея совместного путешествия в Крым и на Кавказ. С 1820 по 1824 г. А. С. Пушкин побывал в Екатеринославле, на Кавказе, в Крыму, Кишиневе, Киеве, Одессе.

В Ставрополе А. С. Пушкин был дважды: в июне 1820 г. и весной 1829 г. Связь великого поэта с нашим городом и краем неразрывна. 1820 год – дата рождения большой пушкинской поэзии: на Кавказских Минеральных Водах возник замысел поэмы «Кавказский пленник», написаны эпилог «Руслана и Людмилы» (26 июля 1820 г.) и ряд лирических стихотворений. Пушкин от друзей и литераторов получил гордое звание – первооткрыватель и певец Кавказа, в который был влюблен всею душою и чувствами, проникнут красотой, неповторимостью его чудесных окрестностей. Подтверждение обстоятельства пребывания А. С. Пушкина в Ставрополе и утверждение, что с творчеством поэта были знакомы горожане, находим в рассказе краеведа-любителя И. П. Кувшинского, опубликованном в газете «Северный Кавказ» за 1899 год в период празднования на Ставрополье столетнего юбилея поэта.

В 1986 г., в канун 150-летия со дня гибели А. С. Пушкина, в Ставрополе был открыт бронзовый памятник поэту. Место выбрано неслучайно, буквально напротив памятника находилась почтовая станция, где поэт четырежды отмечал свою подорожную.

Выставка «В те дни ты знал меня, Кавказ…» создана на основе оцифрованных материалов из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург). Биографические события пребывания поэта в Ставрополе представлены портретами спутников Пушкина по путешествию на Кавказ: Николая Раевского, Александра Раевского, Марии Волконской (урожденной Раевской) и конечно «Этюдом к портрету А. С. Пушкина» (1828); карандашный рисунок известного художника, основоположника белорусской школы портретной живописи XIX века Валентия Мельхиоровича Ваньковича, которому Адам Мицкевич посвятил стихотворение «Художнику». С 1824 г. Ванькович в течение четырех лет был студентом Петербургской академии художеств. Этот период оказался для него в творческом отношении удивительно плодотворным. Он знакомится и общается с Александром Пушкиным, Василием Жуковским и Петром Вяземским. Именно Адам Мицкевич, на руках которого он умер от туберкулёза в возрасте 42 лет в Париже, познакомил художника с уже известным тогда всей России А. С. Пушкиным. Сохранились воспоминания современников, в которых указано, что черты лица поэта описаны как очень точные. Посетивший в 1828 году мастерскую художника польский врач Моравский писал: «Среди картин в глаза бросились два больших портрета, которые стояли на мольбертах один возле одного. Один из них – портрет Мицкевича в бурке, который опирается на скалу. Рядом стоял другой портрет. Он представлял собой мужчину, закутанного в широкий плащ-альмавиву, который сидел под деревом в созерцании. Это был Пушкин, причем похожий как две капли воды».

Посетители выставки могут увидеть пейзажи Кавказа и Крыма, Ставрополя, Новочеркасска, Тифлиса. Любимым художником А. С. Пушкина был Никанор Григорьевич Чернецов (1805–1879), пейзаж которого «Дарьяльское ущелье» украшал кабинет поэта в его петербургской квартире на Мойке, 12. Чернецов одним из первых живописцев отправился на Кавказ, где путешествовал около двух лет, в 1829–1831 гг. Художник побывал в предгорьях Северного Кавказа, проехал вдоль побережья Черного моря, посетил Абхазию и Кахетию, проехал по Военно-Грузинской дороге, жил в Тифлисе. Во время путешествия он сделал в общей сложности не менее трехсот очень тщательных рисунков акварелью и пером. В 1832 году за панорамную картину «Вид Тифлиса» Никанор Чернецов получил звание академика.

На выставке представлены рисунки художника и копия его акварели «Вид из Ставрополя. Горы Эльбруса 1829 года. Ноябрь 20-е», где запечатлена южная часть города с опрятными домиками в зелени садов и очертаниями Эльбруса на горизонте. Для художника была характерна верность натуре, документальная точность деталей и правдивость наблюдений.

Кавказ, увиденный Пушкиным, – это другой, неизведанный мир. Мир, который знал постоянную войну, очаровывал своей энергией дикой свободы. На выставке представлены рисунок А. О. Орловского «Горец на лошади» (1812 г.) и литография неизвестного художника с оригинала Г. Гагарина «Кавказские костюмы».

Новые пейзажи и новые знакомства вызывают прилив поэтического вдохновения и показывают читательской публике поэта-романтика.

Посетителям выставки предлагается также вспомнить «южные поэмы» Пушкина, созданные в 1820–1824 гг., познакомиться с художественными интерпретациями его произведений. Работы художников XIX–XX вв., серия иллюстраций к поэмам «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы» приглашают погрузиться в завораживающий мир русской литературы и изобразительного искусства.