Модель мира в центре древних цивилизаций: Двуречье, Египет, античный мир

воскресенье, 30 мая, 2010 - 04:00

30 мая 2010 года читатели, интересующиеся вопросами искусства, в четвертый раз встретились с искусствоведом Ольгой Бендюк, продолжая изучать этапы развития видов и жанров искусства. Участники встречи узнали, как модель мира, представления о человеке и обществе, а также политическая система нашли свое отражение в древней культуре. Один из примеров такого воплощения религиозных представлений в материальной форме – соединение времени и пространства в архитектурных ансамблях древнеегипетских усыпальниц.

Изобразительное искусство, будучи в древности синкретичным, тесно сплетенным с религиозным культом, постепенно обосабливалось, становясь самостоятельным, начинало ставить и решать собственные художественные задачи.

Для любой древней культуры основополагающим было понятие «канона». Канон в древнеегипетском искусстве – это и «наивная перспектива» наскальной живописи, в которой пространственные отношения передавались цветом, и обязательные, неизменяемые человеческие позы в скульптуре, изображение идущей фигуры с удлиненной левой ногой, так называемым «шагом в вечность». Главная цель канона – передавать первые представления о мире и человеке.

Познакомив участников встречи с особенностями древнеегипетского канона, Ольга Бендюк рассказала и о его разрушении при фараоне-еретике Эхнатоне, которое выразилось в стремлении к реализму, появлении новых тем в искусстве (обыденная жизнь, семья, любовь к детям).

Отличия религиозных представлений народов Ассирии, Вавилона обусловили особый тип культуры. Внимание к настоящему, к земной, а не будущей загробной жизни, определило развитие храмово-дворцового зодчества городов Двуречья. Один из рассмотренных вопросов – археологическое открытие Ниневии, градостроительный план которой повторял структуру созвездий.

Еще один тип культуры, с которым познакомились участники встречи, – культура античности. Ольга Борисовна рассказала о греческом ордере, главное для которого – идеальные пропорции, одинаковые и для элементов архитектурного ансамбля, и для скульптурных фигур, призванные отразить физический облик божества и выразить свои представления об идеальном человеке.

Следующая встреча с искусствоведом Ольгой Бендюк состоится в сентябре.