3апечатленное время: история фотографии в книгах

вторник, 1 февраля, 2011 - 03:00

С 20 января в краевой библиотеке им. М. Ю. Лермонтова открыта книжная выставка «3апечатленное время: история фотографии». Представленные на выставке книги, брошюры, художественные альбомы, электронные издания  знакомят с историей одного из молодых видов визуального искусства – искусством фотографии.

Интересна дата появления фотографии, которая зависит от того, какое именно открытие считать отправной точкой. Представленный на выставке «Исторический перечень открытий в фотографии» 1903 г. предлагает 1260 г., когда было замечено влияние света на раствор солей серебра и его способность чернить кожу, и 1518 г., когда Леонардо да Винчи описал конструкцию и функционирование камеры-обскуры – прообраза фотоаппарата.

Так что открытия, сделанные в начале 19 века признанными зачинателями фотографии Н. Ньепсом и Ф. Тальботом, имели глубокие исторические корни. Всего за несколько лет известие о новом способе получения изображений облетело весь мир и сделало фотографию неотъемлемой частью материальной и художественной культуры  общества. Стали выходить многочисленные руководства, пособия, биографии фотографов и фотоизобретателей. На выставке «Запечатленное время: история фотографии» представлены «Самоучитель фотографии на броможелатинной эмульсии и хлоросеребряных бумагах» (1899), посвященный не только химической и физической сторонам фотографии, но и рекомендациям по композиции снимка, установке света при съемке портретов;  «Полное руководство к фотографии. Описание всех доныне известных и испытанных способов к производству портретной, ландшафтной и других видов светописи, как и ретушевки» (1878) П. Ольхина; популярное издание Б. Евдокимова «Фотографические забавы» (1916); биографические очерки «Дагерр и Ньепс» В. Ф. Буринского из серии «Жизнь замечательных людей» (1893).

Среди представленных книг – прижизненное издание брошюры русского изобретателя цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского «О печатании (копировании) с негативов» (1899).

Некоторые издания прошлого века не потеряли актуальности и сейчас, когда становится популярным воспроизведение исторических техник получения фотоизображения – амбротипии, цианотипии, платиновой и гумми-пигментной  печати. Журнал «Фотомастерская», также представленный на выставке, знакомит читателей с авторами, в начале ХХI века работающими в технике платиновой печати и амбротипии. Эти диковинные фотопроцессы описаны в справочнике «Фотографические рецепты и таблицы» Ю. К. Лауберта – настольной книге современных приверженцев альтернативной печати фотоизображений.

Повсеместное распространение и доступность цифровой фотографии ставит вопрос о ее ценности, об особенностях фотографии как вида искусства. На эти вопросы отвечают книги одного из разделов выставки «Искусство светописи» – «От ремесла к искусству» М. Наппельбаума, «Фотография как…» А. Лапина, «Основы фотокомпозиции» Л. Дыко, «Творческая фотография» С. Морозова,  «Поэтика фотографии» В. И. Михайловича, В. Т. Стигнеева, «Camera lucida» Р. Барта.

На выставке можно познакомиться с альбомами М. Наппельбаума, А. Карелина, А. Родченко, Л. Моголи-Надя, В. Михайловича, П. Финка и других фотографов.

Один из разделов выставки «С “лейкой” и блокнотом…» посвящен репортажной фотографии, отечественной и зарубежной. Большую часть коллекции составляют снимки, сделанные советскими фотокорреспондентами Г. Зельмой, Б. Игнатовичем, Б. Кудояровым и другими авторами во время Великой Отечественной войны.

Следуя призыву рекламной листовки начала ХХ века «Точка, вокруг которой все вертится в фотографии, это есть хороший научный журнал», мы предлагаем читателям имеющиеся в библиотечном фонде журналы «Советское фото», «Фотография», «Фотомастерская», «Фотомагазин», «Foto-Video».

Познакомиться поближе с изданиями, представленными на выставке, можно, обратившись в отдел искусств, ауд. 303, тел. 94-06-65.

Напоминаем, что в библиотеке продолжает работу экспозиция краевого конкурса черно-белой фотографии «Позитив».