Лермонтов в музыке

понедельник, 17 октября, 2011 - 03:00

17 октября 2011 года состоялось занятие семинара «Человек в пространстве искусства», посвященное теме «Лермонтов в музыке». Эта встреча проводилась в рамках «Лермонтовских дней» в Ставропольской краевой библиотеке, посвященных 197-летию со дня рождения поэта.

Все, кому удалось посетить занятие семинара, погрузились на один час в прекрасную атмосферу романтизма лермонтовских произведений, положенных на музыку. Ведущая мероприятия Светлана Александровна Бородина раскрыла тему семинара через такие произведения М. Ю. Лермонтова, как поэма «Демон» и драма «Маскарад», а также рассказала участникам о песнях и романсах, написанных на стихи поэта.

Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.

Интерес композиторов к поэзии М.Ю. Лермонтова возник еще при жизни поэта, но музыканты ограничивались преимущественно любовной лирикой. Углубленное проникновение и постижение художественного богатства поэзии Лермонтова началось с романсов М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, его поэзия вдохновляла композиторов «Могучей кучки». Во второй половине XIX века лермонтовские сюжеты и образы начинают использоваться в симфонической и оперной музыке. 

Участники семинара прослушали замечательные романсы «Мне грустно…» в исполнении Карины и Рузаны Лисициан, «Выхожу один я на дорогу…» Бориса Штоколова, «У врат обители святой…» Сергея Лейфйркуса, отрывки из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна.

К созданию оперы А. Г. Рубинштейн приступил в конце 1871 г. Увлеченный, он писал с лихорадочной быстротой и закончил работу в три месяца. Но лишь 13 января 1875 г. опера увидела сцену. В лермонтовской поэме Рубинштейна привлек романтический, мятежный образ Демона. В опере он предстает как сильная, глубоко противоречивая натура.

На семинаре зрители увидели отрывки из фильма-балета «Маскарад» и послушали знаменитый вальс А. И. Хачатуряна, яркого театрального композитора. «Маскарад» – это одно из значительных произведений поэта. В драме, написанной в 1835 г., Лермонтов создал прообраз Печорина, а также картину светского Петербурга.

Увлекательное повествование музыковеда С. А. Бородиной сопровождалось слайд- просмотром портретов М. Ю. Лермонтова и его родственников, видов усадьб Тарханы и Середниково, картин и рисунков поэта и других художников, иллюстраций и картин М. Врубеля, Ф. Константинова и М. Зичи.

В семинаре приняли участие преподаватели и учащиеся лицея № 15, ставропольской школы искусств, детской музыкальной школы №2.