Родился Владимир Семенович Дятлов

ХОЗЯИН  СЕЛЬСКОЙ  ТЕМЫ

Известный ставропольский писатель Владимир Семенович Дятлов родился 27 июля 1924 года в Майкопе. Отец его, Семен Степанович, как активист и относительно грамотный человек, стал председателем сельского совета в кубанской станице Тульской, а когда образовывались колхозы, возглавил машинно-тракторную станцию, престижное предприятие  того времени.

Мать, Мария Павловна, работала в станичном доме для приезжих.

Супружеские отношения родителей Володи Дятлова были разрушены отцом, ушедшим из семьи. Мария Павловна вместе с сыном уехала в Гагры – там, казалось, жизнь будет легче. Но надежды на дешевые морские продукты не оправдались.

Разделяя долю матери, Владимир решил идти работать и учиться в вечерней школе. Но что он мог делать в свои неполные четырнадцать лет? Гагрский порт не вышвырнул мальчишку, а, наоборот, приютил его.

– Даже была определена профессия, – вспоминал Владимир Семенович Дятлов, уже став писателем. И когда его спрашивали, где он работает, то Володя отвечал – на ККП, что означало «кто куда пошлет». Он выполнял разные поручения типа «принеси», «отнеси», «подай», «узнай». Не стыдясь этих побегушек, Владимир Дятлов набирался сил.

Потом работал грузчиком, матросом на грузоперевозных судах и баржах, продолжая учиться в школе рабочей молодежи.

В первые дни войны Владимир Дятлов пытался уйти добровольцем на фронт, но не сумел убедить работников военкомата в том, что и подростки могут защищать Отечество. В 1941 году война докатилась до Черного моря. Не раз В. Дятлов был под бомбежкой немецкой авиации. Шесть судов, на которых работал матрос Дятлов, ушли под воду. Выжить помогло умение хорошо плавать.

В осенние дни 1942 года, после окончания десятилетки, Владимира Дятлова призвали на службу и направили в Севастопольское военно-морское училище. С приближением немцев оно было эвакуировано в Грузию.

Обстановка на Северном Кавказе была чрезвычайно сложной. Немцы теснили наши воинские подразделения и стремились как можно быстрее овладеть нефтяными запасами Кавказа. В  связи с этим курсантов училища из Тбилиси перебросили в район Моздока. Здесь оказался и Владимир Дятлов. Его, как много раз побывавшего под бомбежкой, назначили командиром отделения.

 – Для нас неопытных, не видавших смертей, затяжные бои под Моздоком были сущим адом. Из 120 курсантов–бойцов в живых осталось тринадцать, – вспоминал В. С. Дятлов. Потом были Сталинград, Смоленск, Орша, освобождение Белоруссии.

После ранения сержант Дятлов был направлен на учебу в Ленинградское артиллерийское училище, которое закончил уже после войны. Дальнейшую службу продолжал на Дальнем Востоке.

Через 12 лет капитан Дятлов ушел в отставку. Это было связано с сокращением личного состава Советской Армии. Бывшему артиллеристу не надо было осваивать новую профессию. Он стал топографом. Побывал на Камчатке, в Заполярье, а потом вернулся в Абхазию. В гагрском порту работы не нашлось, и по просьбе жены ставропольчанки Ирины Георгиевны семья перебралась на Ставрополье. Здесь Владимир Семенович стал журналистом. Работал в газете «Советская Калмыкия», в ряде районных газет, был литсотрудником, секретарем, заведующим отделом. Работа в газете требовала оперативности. Мотался В. Дятлов по фермам и полевым станам колхозов и совхозов, впитывал все, что видел, что слышал от собеседников, изучал проблемы в хозяйствах и все необходимое записывал в путевые блокноты. Эти записи понадобились для написания проблемных статей, первых рассказов и первой своей повести «Тайна Белой церкви», которую первоначально он назвал «Кроты». По совету поэта Игоря Романова название повести изменил. Повесть написана в жанре детектива. В ней В. Дятлов рассказал о том, как в советском тылу «окопалась» группа немецких разведчиков. Нашим чекистам не сразу  удалось обезвредить ее. Потребовались время и знания, напряженные размышления и отвага, прежде чем были успешно выполнены все действия по ликвидации врага. Повесть сразу нашла своего читателя.

Вскоре была написана новая повесть «Если ты человек». Здесь и блокадный Ленинград, и послевоенное Ставрополье, и чистая душа Галины – русской женщины, богатой чувством сострадания. Она, мне кажется, является душой всей повести, совершившая нравственный подвиг по спасению отчаявшегося безногого инвалида Великой Отечественной войны. В повести заложены жизнеутверждающие начала.

Явлением  в литературной жизни края стал первый роман В. Дятлова «Чистая сила».

В этом романе современники В. С. Дятлова, их дела и заботы. Хорошо зная сельскую жизнь, писатель создает образ сильного, твердого Сергея Воронцова, знающего, что нужно делать в хозяйстве для его процветания. Молодой колхозный агроном не пугается конфликтов, не уходит от споров с председателем колхоза, смело отстаивает свои позиции, и это приносит пользу. Воронцов утверждает, что кормилица земля любит честно работающих на ней тружеников, что землю необходимо любить, относиться к ней бережно, думая о дне грядущем, заботиться о ней, не забывая истин хозяйствования и только тогда будут успехи и улучшение жизни людей.

Роман «Чистая сила» – широкое и достаточно сильное в художественном отношении полотно. Уже с его публикацией В. С. Дятлов поднялся на уровень известных писателей–деревенщиков России Ф. Абрамова, Е. Носова и других. Роман «Чистая сила» издавался в Ставрополе и в Москве. По нему был поставлен спектакль, который несколько театральных сезонов шел в краевом драматическом театре.

Сельская тема захватила В. С. Дятлова и стала в его творчестве основной. Теперь он обращается к ней в повести  «Поединок на хуторе Рогатом», опубликованной в очередной своей книге «Степные острова». Особенно заметным героем повести является Иван. Молодой бригадир сменил умершего бригадира–фронтовика Ржевского и оказался в затруднительном положении. Ивану не легко доказать, что и он будет делать все для хуторян. Но любовь колхозников к бывшему бригадиру, уважение к его памяти стоят на пути его признания. Против него работают интриганы, заговорщики. Однако бригадир мудр, целеустремлен. При полной отдаче сил делу он находит пути устранения всехуторского недоброжелательного отношения к себе. В. С. Дятлов стал хозяином сельской темы на Ставрополье.

В новом романе «Зона риска» В. С. Дятлов создает запоминающиеся образы, наделяя их ценными качествами жизнелюбия и жизнеутверждения. Писатель бережно относится к каждому персонажу. Роман вновь о людях села.

В статье «Целители» о творчестве В. С. Дятлова ставропольский писатель В. Белоусов впервые подметил, что у многих персонажей произведений писателя целительные натуры.

Он пишет: «Иван сумел исцелить людей от болезни недоверия к начальству (повесть «Поединок на хуторе Рогатом». – В. Х.), как Галина в повести «Если ты человек» исцелила Федора от неверия в себя. Оба взяли на плечи нелегкую ношу, обоим пришлось преодолеть сопротивление, оба не отступили… В этот же ряд по праву может быть поставлена арбичка Женька из рассказа «Человек Евген». Сюжетное построение этого рассказа найдено писателем в одной из чабанских бригад, где в домике живут всего три человека. Но и в таких местах есть светлая любовь, переживания, тяжелый труд до самопожертвования, конфликт с председателем колхоза Прохорчуком, машину которого остановила Женька, бросившись почти под колеса, чтобы  председатель увез тяжелобольного.

Рассказ «Человек Евген» ведется от лица арбички Женьки – тонкой натуры, настоящей сельчанки, умеющей оценить доброту и проявить заботу о человеке, а еще – не просмотреть поэтическую красоту, в которой она живет.

В. С. Дятлов вкладывает в ее душу вот какие слова: «Дом наш рядом с кошарой, будто плот, лег на ровность земную и уже который год плывет. Плывет вслед за облаками, но степь все не кончается, только солнце над нею светит, дожди иногда льют, бывает – метели воют. Так и плывем…»

Писатель В. Белоусов в упомянутой статье «Целители» пишет: « …А если вспомнить Сергея Воронцова, героя романа «Чистая сила», который взялся врачевать недуги целого колхоза, то можно увидеть не только четкий замысел в формировании сборника повестей и рассказов («Степные острова»), но и ясную линию в творчестве писателя Владимира Дятлова, его приверженность к людям определенного склада, которых я бы назвал целителями…»

Владимир Семенович Дятлов любил слово, владел говором южанина, мог разразиться словами крутой заварки, мог до тонкости выписать состояние человеческой души, изобразить словесный пейзаж.

Вот, например, в романе «Чистая сила»:

«… Над степью небо, сизое от жары…

Палит и палит солнце. Даже выносливые сорняки, поселившиеся в множестве вдоль дорог, поникли, сжали листья в морщинистые кулачки.

И ветра нет. Выдохся в этой несусветной духоте.

…Жарко».

На Ставрополье в разные годы рождались и жили драматурги. Вспомним несколько имен: А. Славянский, Т. Холодный, А. Первенцев, К. Охлопков, П. Мелибеев, В. Туренская. В этот ряд можно вписывать еще десятки фамилий, чьи пьесы ставились в Ставрополе, Москве, Ленинграде и в десятках других городов страны.

В этом ряду и Владимир Степанович Дятлов. Многие ставропольцы хранят в памяти постановки краевого драматического театра по произведениям В. С. Дятлова «Чистая сила», «Неудобный человек», «Строптивая Любовь». Их посмотрел и московский зритель. В. С. Дятловым написан киносценарий для «Мосфильма» – «Февральские окна».

Я думаю, что Владимир Семенович Дятлов мог бы сам стать прототипом любого романа или повести.

Он был хорошим сыном, мужем, отцом, дедушкой. У него три дочери и семь внуков и внучек. Он любил выращивать на подоконнике огурцы и помидоры. И это у него получалось, как у опытного овощевода.

«… И руки у него были золотыми», – так сказал о В. Дятлове поэт Игорь Романов. И продолжил: «Он мог отремонтировать и фотоаппарат, и пишущую машинку, и сделать из черно-белого телевизора – цветной».

В годы войны и в послевоенные годы В. С. Дятлов был награжден многими государственными наградами: орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», двумя – «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд» и еще девятью другими.

Благодаря таким людям как Владимир Семенович Дятлов Россия остается собой.

В. В. Ходарев

// Ставроп. хронограф на 2004 год. – Ставрополь, 2004. – С. 149–154.