Родился Кнут Гамсун

КНУТ ГАМСУН

Нигде я не видел таких ярких звезд, как здесь, на Кавказе... Этот волшебный, чарующий мир, это древнее место ссылки оказалось самым удивительным краем на свете...

К. Гамсун

Кнут Гамсун – утонченный поэт норвежских «жизненных ночей», «северных закатов, звенящих колокольчиков, проникший в тайны природы...» – так отзывался А. Блок о крупнейшем норвежском писателе начала XX века, чьи произведения играли значительную роль в русской духовной жизни. Выходя в свет в Норвегии, его романы сразу же переводились на русский язык, становились известными и популярными.

Произведения К. Гамсуна высоко ценили А. Чехов, А. Куприн, а М. Горький вел с писателем оживленную переписку, называя его книги «источником высокого духовного наслаждения».

Творчество К. Гамсуна питала глубокая любовь к родной земле, к людям, ее возделывающим. Долгие годы он мучительно и напряженно размышлял о том, что такое прогресс, культура, духовность, какова основа подлинных жизненных ценностей.

Он много странствовал, познавая человеческие характеры и жизненные ситуации. Прожив несколько лет в Америке, перепробовав целый ряд «низких» профессий, испытав унижения, голод и нищету, он в своем памфлете «Духовная жизнь Америки» развенчал миф о «всеобщем равенстве, свободе и благоденствии». До конца жизни Гамсун ненавидел капитализм, так называемую цивилизацию, лишающую людей единения с природой, естественного и патриархального течения жизни, которое он мечтал сохранить в Норвегии.

Столь же искренними, глубоко личными, но совсем иными по настроению стали его заметки о путешествии по России и Кавказу, озаглавленные «В сказочной стране. Пережитое и передуманное на Кавказе». Такой сказочной, экзотической страной стала для уже зрелого и известного писателя Россия, и в особенности Кавказ.

Путевые заметки написаны человеком, искренне стремящимся понять характер русского народа, природу его духовности. К. Гамсун высоко ценил русскую литературу, близкую ему по мировосприятию. «Не понимаю, зачем русские так много переводят с иностранных языков. Ведь у них самих непревзойденная литература. В целом свете! О, если бы я мог читать по-русски! Подумать только, читать Достоевского, Гоголя, Толстого и всех других по-русски!», – писал он. Преклоняясь перед Ф. М. Достоевским, К. Гамсун подчеркивал его безупречное психологическое чутье и неоспоримое влияние на собственное творчество: «Он – величайший среди русских гигантов».

Кнут Гамсун продолжил традиции ряда европейских писателей, узнававших Россию, путешествуя от ее столиц до Кавказа. «В сказочной стране» – это не простая хроника путешествия, а «ландшафт души» писателя, искреннее повествование о том, что вызвало интерес, навело на размышления о жизни людей. Описания национальных типов, костюмов, быта людей, картин природы здесь сочетаются с искренним стремлением проникнуть в человеческие судьбы и характеры, слиться с жизнью этого неповторимого края. К. Гамсуну интересно все – казачьи костюмы и обычаи, облик торговца-армянина, татарская юрта, мусульманский намаз... Но главное – близость человека и природы, их почти языческая естественная связь.

А. Куприн в статье о К. Гамсуне отмечал, что у него «есть неоценимая особенность: рассказывая о чужой стране и чужих людях, находить именно те характеристики, мелкие черты, которые до него никому не бросались в глаза и рисовать их сжато, в двух-трех словах».

Таковы описания Москвы, черноземья России, донских пастбищ и северокавказских степей, разнообразнейших ярких костюмов представителей всех сословий и национальностей, и, конечно же, роскошных даров южной природы.

«Ясное чистое утро, степь, на ветру шелестит высокая обожженная солнцем трава, куда ни глянь, со всех сторон бескрайний простор...» – «Степь начинает горбиться, как раньше, далеко-далеко слева на фоне неба видны горы, здесь начинается Кавказский хребет. Край тут необыкновенно плодородный, на равнине чаще встречаются селения. Много больших виноградников и фруктовых садов, но по-прежнему нет леса, лишь вокруг селений небольшие заросли акаций».

«Пятигорск – пять гор – это курорт с целебными источниками и ваннами. Каждая гора стоит сама по себе. В некоторых горячих источниках вода достигает сорока градусов, другие источники так богаты серой, что, если на несколько часов положить в воду гроздь винограда, сера осядет на ней кристаллами и ветки с ягодами затвердеют. Этими сувенирами торгуют на станциях. Вдали видны снежные вершины, они почти сливаются с белыми облаками. Величественные горы, вздымающиеся над степью и сверкающие на солнце, являют собой сказочную картину».

«Солнце давно скрылось за горизонтом, горы стали бледно-зелеными, они кажутся такими далекими и могучими, словно это какой-то неподвластный нам мир. Вершины и перевалы, башни и минареты, повсюду снег. И нам, иностранцам, становится понятно то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой писали о своем первом свидании с этим таинственным великолепием...», – так описывал К. Гамсун свои первые впечатления о Предкавказье.

Книга вышла из печати в 1902 году и сразу же привлекла к себе внимание необычайно тонким описанием природы, обычаев и культуры народов, населяющих «сказочный край».

Произведения знаменитого норвежца очень активно издавались в России и в послереволюционный период, вплоть до 1934 г. Затем последовал почти полувековой перерыв, когда о К. Гамсуне даже не упоминалось. Это было связано с творческим кризисом писателя, но в еще большей мере с его политическими взглядами. К. Гамсун выступил в поддержку идей национал-социализма, находя их созвучными своим взглядам об общественном устройстве.

Фигура К. Гамсуна поистине трагедийна. Родившись в эпоху керосиновых ламп, он умер уже в атомном веке. На его долю выпали нищета, неприкаянность и благополучная семейная жизнь, долгий путь к известности и Нобелевская премия. Он пережил презрение своего народа, не простившего ему коллаборационализма в годы немецкой оккупации, позор судебного процесса, жизнь в психиатрической клинике и богадельне.

Но писатель всегда был искренен, верен себе в духовных поисках. Еще в 1908 году А. Куприн отметил: «Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поет птица, как растет дерево...».

В свой речи на суде 88-летний К. Гамсун сказал: «Я достаточно высоко ценю общественное мнение. Еще выше я ставлю нашу отечественную судебную систему. Но всего дороже мне собственное понимание добра и зла, правоты и заблуждений...».

Это слова человека, пережившего и передумавшего очень многое за долгие годы жизни, но не утратившего мужества и чувства собственного достоинства.

// Ставроп. хронограф на 1999 год. – Ставрополь, 1999. – С. 151–153.