Начались гастроли Ленинградского академического театра им. Ленсовета в Ставрополе

ТЕАТР НЕ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ

С 20 сентября в Ставрополе начинает гастроли Ленинградский академический театр им. Ленсовета.

Наш гость  –  художественный руководитель театра, народный артист СССР Игорь ВЛАДИМИРОВ.

 –  Игорь Петрович; несмотря на то что ваш театр носит звание академического, его труппа непривычно молода. Наверное, вы самый молодой академический театр страны...

 –  Вы правы, у нас действительно очень молодая труппа. Судите сами: актеры под пятьдесят  –  это уже старшее поколение. Поскольку я много лет преподаю в театральном институте, из каждого выпуска  –  а их у меня пять  –  в труппу приходят несколько человек. Они уже во время учебы начинают работать в театре. Это не значит, что я не приглашаю актеров со стороны. Приглашаю. Но когда имеешь свою школу  –  естественно отдавать предпочтение ученикам, с которыми найден общий язык, которые чувствуют стиль именно этого театра... Разумеется,  приживаются не все.   Кто-то остается, кто-то уходит. Но в отличие от большинства солидных театров молодой актер гораздо реже уходит из нашей труппы. Может быть, потому, что у нас молодежь – не часть труппы, а ее дух…

 –  Но все же уходят?

 –  Уходят, конечно. В семье не без урода. Театральная семья не исключение... Знаете, я заметил, что постепенно исчезает романтическое отношение к Театру. На смену ему приходит отношение прагматическое. Актер играет – он отрабатывает номер. И не получает от этого никакого удовольствия. Но ведь актер особая профессия. Он не должен работать  –  он должен играть. Нет, это тяжелый труд, но в основе все равно  –  игра. Увы, оказывается, что многие эту профессию выбрали ошибочно. И боятся себе в этом признаться. Есть и другие причины. Я, например, ничего не имею против водителей троллейбусов  –  от них очень многое в нашей жизни зависит. Но мыслимо ли, что актер, который проучился пять лет в институте (а не три месяца на срочных курсах), который каждый месяц выходит на сцену и заставляет зал смеяться и плакать,  –  получает в четыре раза меньше иного водителя?..

 – А как живется в такой молодой труппе актерам старшего поколения?

– Я думаю, им живется трудно. Трудно выдержать конкуренцию с молодежью. Но у нас работают замечательные актеры, которые эту конкуренцию выдерживают. Мы привезли на гастроли спектакль «Когда спящий проснется». Это своеобразный водевиль эпохи перестройки молодого ленинградского драматурга Олега Ернева. Молодой режиссер Олег Леваков поставил спектакль и сыграл в нем одну из главных ролей. Так вот, рядом с очень молодыми исполнителями Е. Ковалевой, И. Буруновой, М. Кузнецовым и другими в спектакле играет один из старейших актеров труппы з. а. РСФСР Михаил Девяткин и, на мой взгляд, играет блестяще. Ридом с молодыми наши старшие молодеют. И я вместе с ними. Мне, например, когда я еду куда-нибудь в битком набитом транспорте, еще ни разу не уступили место. Почему? Наверное, они все считают меня молодым...

 –  Игорь Петрович, какие еще спектакли в вашей гастрольной афише?

 –  Вы знаете, что у нас особый имидж. Мы договорились, что мы люди жизнерадостные и тяготеем скорее к юмору, чем к драме. И уж тем более  –  к трагедии. Поэтому появление на нашей сцене «Медеи» может показаться неожиданным. Но это не классическая трагедия Еврипида. Это пьеса ленинградского драматурга Л. Разумовской (автора широко известной «Дорогой Елены Сергеевны»), то есть современная версия древнего мифа о любви прекрасной Медеи и аргонавта Ясона. В роли Медеи – з. а. РСФСР Елена Успенская.

Далее  –  «Группа» известного драматурга Александра Галина. Жанр пьесы необычен  –  политическая комедия. Пьеса очень смешная, но вопросы ставит нешуточные: что такое советский человек за рубежом, что такое патриотизм и чувство собственного достоинства. В этом спектакле вы увидите знакомых многим по кино н. а. РСФСР Р. Громадского, з. а. РСФСР Л. Леонову, арт. Е. Егоренкову, нашу замечательную артистку И. Валай, наших молодых: Е. Комиссаренко, И. Основину, Е. Рыбчевскую.

И, наконец, «Любовь до гроба» итальянского драматурга Альдо Николаи. Черная комедия  –  этот жанр нашей сцене очень мало знаком. В основе всех событий убийство, но это не мешает зрителю смеяться. Потому что зритель не забывает, что он в театре... Ведь нет такого человека, который бы считал, что Отелло каждый вечер душит по новой Дездемону. Все прекрасно понимают, что это  –  игра. Так и пьеса «Любовь до гроба» – игра в жанре черной комедии. К тому же с прекрасной музыкой и песнями известного барда Юлия Кима, которые в нашем спектакле не под фонограмму) поют исполнители главных ролей С. Стругачев и Е. Комяссаренко. ...Таков наш гастрольный репертуар.

Мы приехали с открытым сердцем. Мы очень хотим прийтись ко двору в это смутное время, и надеемся, что вы нам будете рады. Потому что театр должен радовать. И удивлять...

 –  Что значит удивлять?

 –  Удивлять можно по-разному. Можно, например, выходить на сцену без штанов. Я имею в виду, разумеется, не это. Театр должен удивить зрителя заново открытым хрестоматийным текстом. Чтобы зритель открыл его для себя  –  словно впервые. Иначе зачем ходить в театр? Взял пьесу, прочел  – и все. К сожалению, в последнее время театр радует и удивляет  все реже...

 –  Как вы думаете, почему это происходит?

–  Театр сегодня бедствует. Встретились словно два  театра: театр жизни и театр придуманных историй. И  пусть эти истории сочинили  очень талантливые люди,  пусть даже классики их сочинили все равно зритель  смотрит на это несколько со  стороны. И это естественно. Но вот он включает заседание Верховного Совета, а в там такое действо, такие актеры... У нас такого набора  актеров нет.

Театр болен. И у меня  сердце разрывается на части, потому что не могу ответить на вопрос: в состоянии ли я его вылечить? Я не знаю. Ситуация очень  сложная. Но нужно быть мужественным и верить, что все будет хорошо. И я верю,  что театр не может умереть,  Потому что он часть  нашей жизни. Все мы кого-нибудь играем. Одни простаков, другие свирепых, третьи коварных... У одних  это получается талантливо,  у других не очень... И я надеюсь, что в ближайшие  годы все выберут себе президентов и наконец успокоятся... и зрители обязательно  вернутся в театр.

А. ЕФИМОВА

// Ставропольская правда. – 1991. – 17 сент. – С. 1.