Точка: преображение во времени и пространстве

Продолжением бесед искусствоведа Ольги Бендюк о пространственных и композиционных приемах в изобразительном искусстве стала тема «Точка: преображение во времени и пространстве», прошедшая 25 ноября 2012 года.

Точка – явление многогранное. Это самый распространенный знак препинания, смысловое и графическое утверждение конца, зато  многоточие – это уже раздумье, возможность продолжения. А еще точка – это наиболее краткая форма времени,  полный покой и  формообразующий первоэлемент, с которого все началось.

Из точки легко перейти к линии. Линия – продолженная точка, величайшая ее противоположность и самая сжатая форма бесконечной возможности движения. Если вертикальную и горизонтальную линии пересечь под прямым углом,  образуется крест, а точка их пересечения и есть начало всех начал, тот мистический центр, из которого развивается мир: четыре стороны света, четыре измерения, четыре первоэлемента, что нашло свое отражение в религиозных символах: в буддизме – мандала, в христианстве – крест, в исламе – арабеска.

От линии легко перейти к пятну: скрещения множества линий, исходящих из точки, сгущаясь вокруг нее, образуют пятно, круг, шар. Особое свойство линии –  способность создавать плоскость.

Точка – линия – пятно. Первоэлементы, из которых строится мир, и те художественно-выразительные элементы, которыми художники создают архитектурные, живописные, графические произведения.

О философской, конструктивной, поэтической и художественной роли точки в разных культурах, временах и пространствах шла речь на очередной встрече «Беседы об искусстве».