Родился Федор Иванович Шаляпин

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН

...Шаляпин – это нечто огромное, изумительное и – русское.

М. Горький

Двадцать первого августа 1915 г. в скромной провинциальной газете «Пятигорское эхо», регулярно освещавшей культурные события курортов, можно было прочитать: «Молодость Шаляпина, его первые артистические шаги прошли в Тифлисе. Шаляпин очень любит Кавказ и кавказцев...», и далее описывались восхищение и восторг, с которыми публика встречала появление певца не только на сцене, но и в аллеях курортных парков.

К этому времени Ф. И. Шаляпин уже имел всемирную известность и признание, но Кавказу отводил особое место в своей жизни, заметив однажды: «Для жизни рожден я в Казани, для сцены Кавказом рожден».

Великий русский певец действительно качал свой профессиональный путь в Тифлисе, где его учителем был известный педагог и добрейшей души человек Д. А. Усатов, здесь же была опубликована первая рецензия на выступление юного Шаляпина, автор которой – тифлисский музыкальный критик В. Д. Корганов – впоследствии стал его близким другом.

Успешно завершив театральный сезон в Тифлисе (1893–1894) и заручившись поддержкой Д. А. Усатова, Федор Шаляпин решил ехать в Москву – центр российской артистической жизни. Ему исполнился 21 год, он был беден и полон надежд. В середине мая 1894 г. вместе с другом, певцом Павлом Агнивцевым, Шаляпин покинул Тифлис. Их путь лежал по Военно-грузинской дороге через Владикавказ и Ставрополь, где было решено дать концерт и заработать денег на дальнейшую поездку. История трагикомических поисков аккомпаниатора и самого выступления в Ставрополе с большим юмором описана Ф. И. Шаляпиным в «Страницах из моей жизни»: «Поехали в Ставрополь. По скучной пыльной дороге прибыл в еще более скучный город. (...) В ту эпоху, очевидно, все музыканты Ставрополя были женского пола. (...) Наше положение становилось безвыходным. Но какой-то добрый человек оповестил нас, что в городе есть еще одна аккомпаниаторша. Пошли к четвертой. Эта жила в каком-то овраге и оказалась женою околоточного надзирателя, женщиной миловидной и приветливой. (...) Играла она отчаянно, не имея никакого представления о ритме и движении пьесы. Ноты читала плохо, но все-таки кое-как мы ее научили. (...) Как бы то ни было, но концерт состоялся и прошел не без успеха, особенно доволен был околоточный!»

В последующие годы, уже будучи знаменитым оперным певцом, Шаляпин неоднократно посещал Кавказ – бывал в Баку, Тифлисе и в других городах. Но особенно часто он приезжал в Кисловодск и Ессентуки, которые к концу века связало железнодорожное сообщение, Что позволяло курортной публике посещать театральные спектакли и концерты гастролирующих на Водах артистов.

Пятнадцатого июня 1899 г. Ф. И. Шаляпин впервые приехал в Кисловодск для участия в оперных постановках труппы В. Н. Любимова-Деркача, где дирижировал «кавказский итальянец» И. А. Труффи. Ведущие теноровые партии исполнял знаменитый Л. В. Собинов – «золотой голос России». В Кисловодск съехались лучшие певцы Большого театра: Камионский, Махарина, Ольгина, Сбруева и другие. В дни его выступлений к началу и к концу спектаклей подавались специальные поезда. Владикавказская газета «Казбек» писала: «Таких сборов не было со дня открытия курзала. Публика неистовствовала, вызывая на бис любимца...». Репертуар Ф. И. Шаляпина составляли арии из опер «Русалка», «Борис Годунов», «Фауст», «Сельская честь» и другие. Особенно успешным было исполнение партии Тонио в «Паяцах» Леонкавалло.

В Кисловодске Федор Иванович посещал М. П. Ярошенко, вдову выдающегося русского художника, принимал участие в импровизированных концертах на ее даче, исполняя оперные арии, романсы, русские народные песни. Особенно проникновенно звучали в его исполнении романсы на стихи М. Ю. Лермонтова – «Мне грустно», «Горные вершины», «Ночевала тучка золотая», «Выхожу один я на дорогу» и другие. С. М. Шреттер-Нестерова вспоминала: «После обеда Шаляпин запел в гостиной... В открытые окна лился его голос такой крепости и силы, что проходившие мимо люди останавливались пораженные...».

Следующие гастроли Ф. И. Шаляпина в Кисловодске состоялись летом 1902 и 1904 гг. после триумфального успеха в Милане, когда одно имя певца вызывало восхищение и трепет. В 1904 г. он выступил в труппе антрепренера В. Л. Форкатти, с которым когда-то в Тифлисе начиналась его оперная карьера. Сообщения о предстоящих с 20 июля гастролях певца вызвали настоящую сенсацию. Бенефисным спектаклем 8 августа, в котором Ф. И. Шаляпин показал двух Мефистофелей, – в прологе оперы Бойто и в «Фаусте» Гуно гастроли завершились. Пылкие рецензенты «Пятигорского листка» отмечали: «Гениальный художник так же поет, как играет. Голос его, которым он владел как настоящий виртуоз, всегда чарующе красив».

Прошло более 10 лет, и 16 июля 1915 г. Шаляпин вновь на Водах, теперь уже на лечении и отдыхе в Ессентуках. Россия несет потери в Первой мировой войне и это, несомненно, сказывается на настроении певца. В письме А. И. Страховой он сетует: «Все здесь у меня идет, слава Богу, хорошо, но все, что делается у нас на войне, расстраивает меня бесконечно... Воды здесь действительно хорошие. Ессентуки просто прелесть, но житье совершенно свинское – российское, проросшее кругом ленью и взятками. Устройство всюду и везде плохое; вот только санаторий, где сейчас живем, можно сказать, вполне европейский. Эти слова относятся к кисловодскому санаторию доктора С. Н. Ганешина, куда Шаляпин переехал 7 августа.

Газета «Пятигорское эхо» отметила присутствие певца на концерте В. И. Сафонова и на спектакле «Демон» на сцене открытого театра антрепризы М. М. Валентинова («Пятигорское эхо» от 18 и 23 августа). Идея постановки «Демона» в эллинских традициях на открытом воздухе, на фоне скал, при фантастическом освещении очень привлекла Шаляпина, и он пообещал в следующем сезоне выступить в партии Демона.

Кисловодск очаровал Федора Ивановича, он даже выразил желание приобрести здесь дачу, что и случилось в 1916 г. Им была куплена усадьба на Хлудовской улице.

Летом этого же года Шаляпин довольно длительное время провел в Ессентуках и Кисловодске, участвуя в спектаклях Кисловодского театра – опера «Севильский цирюльник» и «Фра-Диаволо» в концертах.

В это время на Кавминводах отдыхали многие представители русского искусства и литературы – С. В. Рахманинов, К. С. Станиславский, М. С. Шагинян, В. Д. Корганов и многие другие. Они довольно часто встречались в ессентукском пансионе Фигуровых, музицировали, совершали прогулки по окрестностям.

Федору Ивановичу всегда вело на искренних друзей. Сама натура певца – талантливая и обаятельная, неистребимая страсть к жизни и знаниям располагала к нему добрых и умных людей. Многие из них оставили письменные свидетельства об этих незабываемых встречах на Кавказе.

Особенно ценны воспоминания известного музыковеда В. Д. Корганова, описавшего множество трогательных эпизодов этих встреч и совместных прогулок: «Шаляпин и я сходились здесь в парке почти ежедневно к утреннему чаю около 10 час. и после установленного водопоя и моциона; тут подходили к нему и иногда присаживались к нашему столу многие театральные деятели, с которыми впервые довелось мне свести знакомство». По словам Корганова, каждое появление певца на публике вызывало оживление, надолго запечатлевалось в памяти.

Последний раз Ф. И. Шаляпин посетил Кисловодск в 1917 г., после Февральской революции. Он пробыл на курорте с 23 июля по 8 сентября, совершив в начале августа поездку в Нальчик, где любовался грандиозной и незабываемой панорамой Кавказских гор.

27 августа Ф. И. Шаляпин дал концерт в Кисловодском курзале, значительная часть сбора от которого (1400 руб.) была передана им на постройку санатория для раненых воинов. Зал был переполнен, но это была уже не та искренняя и восторженная публика, а буржуа – сытые и самодовольные, которых в письмах к дочери Ирине Шаляпин назвал «хамами». Уходила в прошлое близкая ему эпоха, наступали новые, тревожные времена.

Вслед за С. В. Рахманиновым, А. И. Куприным, И. А. Буниным и многими другими деятелями русской культуры Ф. И. Шаляпин покинул Россию, всегда помня ее и тоскуя по ней.

Умер великий артист в Париже 12 апреля 1938 г. На похоронах присутствовали тысячи людей, в том числе русские эмигранты, которые бросали в раскрытую могилу горстки привезенной из России священной родной земли.

«Умер только тот, кто позабыт». Такую надпись прочел я когда-то где-то на кладбище, – писал в те дни С. В. Рахманинов. – Если мысль верна, то Шаляпин никогда не умрет. Умереть не может!».

// Ставропольский хронограф на 1998 год. – Ставрополь, 1998. – С. 22–26.