Родилась Ксения Ивановна Пронская

«С ЧЕМ СРАВНИТЬ ВОСТОРГ ДУШИ ВАШЕЙ?..»

Ксения Ивановна Пронская – известный ставропольский писатель, журналист, общественный деятель. И, безусловно, человек, любящий свой родной город, ведь такой сильный интерес к его истории, его современности, жителям может быть продиктован только искренней любовью.

Ксения Ивановна не коренная ставропольчанка. Она родилась на Урале, в г. Нижней Туре, в 1912 году. Когда ей было 36, она вместе с мужем и детьми переехала в Ставрополь, в жизнь которого внесла большой вклад. К. Пронская активно публиковалась в местной прессе, выступала на радио, по телевидению, занималась исследовательской и поисковой работой. Под своими произведениями иногда подписывалась «Ксения Бочкарева».

Произведения К. Пронской являются ярким отражением времени господства социалистической и коммунистической идеологии, выдержанные в лучших традициях соцреализма. Это направление, как и любое другое, породило разных писателей. Одни, приспосабливаясь к требованиям времени, создавали шаблонные произведения и образы. Другие, как Ксения Ивановна, отражали в своем творчестве действительно волнующие многих темы, ставя перед собой и читателем вопросы как конкретно-исторического, так и общечеловеческого характера. Современный читатель, далекий от социалистической идеологии, в ее очерках, повестях и статьях найдет для себя что-то интересное, злободневное, близкое ему.

Перед началом Великой Отечественной войны Ксения Ивановна окончила Пермский медицинский институт и была назначена начальником военного госпиталя. Но кроме медицинской работы и научной деятельности она чувствовала «неожиданную, непреодолимую тягу к писательству» (слова из интервью с Пронской).

Ее первые повести «Вера Лебедева» (1953) и «Чужое счастье» (1960) о труде врачей. Отдавшей столько лет служению медицине, К. Пронской было о чем рассказать. Работа в госпиталях, медсанчасти, война… Ей хотелось поведать о подвиге коллег, о радостях и неудачах, о слезах и бессонных ночах. Ведь их работа – это помощь людям, спасенные жизни и одновременно вклад во всеобщее дело службы родине.

«Хорошо устроена жизнь… Природа каждому дает свое призвание и чем больше человек совершенствует знания, трудится для общества, тем больше получает творческой радости. Она дается как бы в награду за тяжелый труд. А ведь иметь эту радость – высшее наслаждение!». Эта мысль, высказанная героиней одноименной повести Верой Лебедевой, так или иначе присутствует во всех ее произведениях.

«Вера Лебедева» – первая книга К. Пронской – издана Ставропольским книжным издательством. Это повесть о работе врачей на войне – в Степногорском эвакогоспитале. Она основана на реальных событиях из жизни самого автора. Сюжет отличается простотой и четкостью. Данный прием переносит основное внимание на характеры, образы героев. Развитие действия, основные конфликты разрабатываются вокруг главной героини. Соответственно этот характер является наиболее ярким в повести. Его основное достоинство – динамичность, что отмечает кандидат филологических наук А. В. Попов в своем отзыве на книгу К. Пронской: «Образ Веры Лебедевой – несомненная удача молодого писателя. Этот образ дан не в статике, а показан в развитии». Характер главной героини прорисован разносторонне, она выписана в разных жизненных ситуациях, которые могут характеризовать ее не только с положительной, но и с отрицательной стороны. Но это отнюдь не снижает созданного автором в целом положительного образа, а обеспечивает его реалистичность, убедительность. Одним из наиболее ярких эпизодов является извещение Вере о болезни сына, которого она не забрала с собой в Степногорск. Повинуясь порыву материнского беспокойства за своего ребенка, она уезжает за ним, не получив на это никакого разрешения. Но в дороге Вера понимает, что от нее зависят жизни многих людей, и она не может оставить их. Ей приходится повиноваться чувству долга и возвратиться к работе. Так, эпизод за эпизодом мы видим развитие и становление личности главной героини – весь этот непростой путь прослежен автором в повести.

В произведении Вера Лебедева показана не только как врач, но и как мать и жена. Отдельное место здесь занимает тема любви. Отношения между Алексеем и Верой Лебедевыми отличаются особой поэтичностью. Хотя Алексей присутствует в повести только через посредство писем к жене, ее воспоминаний, внутренних размышлений, обращенных к нему, у читателя складывается полноценное представление о нем, он органично вписывается в картину повествования.

Образу сильной, волевой, деятельной Веры Лебедевой соответствуют и образы других героев: работника горкома партии Карташова, хирурга Березовского, молодых ординаторов Кузьмина и Тихонова и других. Всех их отличает непобедимое стремление к поставленной цели, самоотверженное служение долгу, любовь к тому, что они делают.

Особо в повести реализован образ Ульяны Ожеговой. Она получила медицинское образование не по призванию, а по убеждению в необходимости любого образования. Не имея тяги к медицинской работе, Ожегова не в полной мере отдаёт свои силы этому занятию, а, значит, не может получить удовольствие от того, что она делает. Это вовсе не говорит о плохих качествах характера Ульяны. Так, узнав, что раненым нужна кровь, она первая стала донором. Но любви к профессии врача Ульяна так и не почувствовала. И только найдя свое истинное призвание (героиня обнаруживает талант к пению и поступает в консерваторию), она становится счастлива по-настоящему. Вопрос о необходимости выбора работы по призванию, поставленный К. Пронской в повести, будучи чрезвычайно актуальным тогда, и сейчас не потерял своей остроты.

В повести действуют и отрицательные персонажи: бывший начальник госпиталя Евсеев, доцент Залесов, заместитель директора завода Бецкой. Они введены в повесть как герои второстепенные, используются автором для создания некоторых конфликтов, отражающих социальную сторону жизни людей.

Этой же проблематике посвящена повесть «Чужое счастье». Здесь молодожены Вячеслав и Елизавета Зябликовы после окончания института едут из Москвы в Теплореченск, родной город Вячеслава, где живут его родители – Тимофей Лукич и Капитолина Никитична. Основной конфликт повести строится на столкновении носителей нового типа мышления – молодоженов и старого жизненного уклада – родителей мужа, который все больше поддается их влиянию. События повести – это и эпизоды из жизни врачей – тема, хорошо знакомая Ксении Пронской.

Книги получили активный отклик в читательской среде, автору присылали письма, приглашали на творческие встречи, в газетах появлялись отзывы и рецензии. Помимо относительно крупных произведений, Ксения Ивановна активно публиковала свои очерки и статьи в различных изданиях – газетах «Ставропольская правда», «Молодой ленинец», журнале «Дон», альманахе «Ставрополье». Героями ее очерков становились простые люди, которые жили рядом с ней, ее современники. Так, в 1953 году на Старополье нашли нефть. Однако встал вопрос о целесообразности разработки месторождения. И Ксения Ивановна с присущей ей энергией заинтересовалась этой темой. Она отправилась к месту открытия – в поселок Затеречный. Писательница интересовалась жизнью нефтяников, пропадала на буровых днем, а вечером беседовала с рабочими и инженерами. Результатом ее оживленного интереса стали очерки и рассказы о судьбах тех, кто трудился на буровых день и ночь, верил в необходимость ставропольского месторождения. Ее воодушевление поддерживало в них огонек борьбы. Эта тема укрепилась в ее творчестве и стала очень плодотворной. В 1960 году вышла книжка для юношества «С мечтою в жизнь», героем которой стал реальный человек, выступивший под своим именем – нефтяник Петр Блохин. Несколько лет спустя в журнале «Дон» был опубликован очерк «О чем гудят провода», повествовавший о молодых супругах-инженерах, уехавших искать нефть в Калмыкию. В 1965 году был напечатан очерк «Сквозь камень», главный герой которого – Михаил Савостин, первопроходец-шахтер Урупского медного рудника. Одновременно вышла ее книга «Разведчики». Она состоит из очерков «Там, за Тереком…», «Когда есть заветное», «Ненаписанный дневник», «Однажды в июльский день…», «Загадки Прикумской степи», «Искры в ночи», «Его «Гренада», «О чем гудят провода», «Да, это край сокровищ!» В аннотации к этой книге сказано следующее: «Эта книга о рабочих и инженерах-разведчиках. О их делах и судьбах, называя всех именами собственными, и рассказывает автор».

Так, очерк «Ненаписанный дневник» повествует о судьбе Михаила Шишкина, родившегося в деревне на Вятке. Он был младшим сыном в семье. Когда началась война, без раздумий отправился на фронт. Все время свято верил в необходимость того, что он делает. Примером служил отец, прошедший три войны. Однако случилось несчастье – он попал в плен, откуда после удалось бежать. Путь на родину был долгим и тяжелым. Но Михаил все же устоял и вернулся. По возвращении домой неожиданно нашел для себя интересное, новое занятие – отправился искать нефть вместе с нефтеразведчиками. Так и попал на Ставрополье. Вся его жизнь оказалась яркой, полной событий, которые и составили ненаписанный дневник.

Рассказы и очерки К. Пронской – о людях, нашедших свое призвание, готовых отдать все силы своему делу. Одна из таких людей – героиня новеллы «Анемоны». Мария – молодая женщина с непростым прошлым, которое упоминается только в нескольких словах, пытаясь начать новую жизнь, едет на Кавказ и попадает на строительство молодого города Невинномысска. Народное название цветов анемонов – ветреница – напоминает ей ее молодость – мать и Марию так называла.

Много ошибок было сделано. Новые дома, построенные ее бригадой, представляются Марии вкладом в счастье других людей – будущих жильцов. Это осознание доставляет ей самой радость. Бригада теперь – новая семья Марии. Несмотря на ошибки молодости, она обретает новую счастливую жизнь.

Жгучий интерес Ксении Ивановны к современным, насущным проблемам не умалял интереса к прошлому её теперь уже родного города. Результатом кропотливого труда стала книга «Их именами названы улицы города». Это памятки-вкладки о достойных людях, героях, о которых жители Ставрополя ничего не знают. Примеров такого замечательного экскурса в родную историю может служить, например, ставропольская быль «Не удерживай меня, сердце…» Действие происходит в Ставрополе, охваченном событиями Великой Отечественной войны. Быль рассказывает о подвиге Клавдии Ильиничны Абрамовой, чьим именем названа одна из улиц города. Она, помощник прокурора Ставрополя, во время эвакуации вынуждена задержаться в городе с двумя дочерьми для сопровождения архива в место эвакуации. Но ничего этого сотрудники прокуратуры сделать не успели. В город пришел враг. Опасаясь за жизнь детей, Клавдия вынуждена скрываться. Удачно спрятавшись на окраине города, она вдруг понимает, что ее долг – активно бороться с захватчиками. «Что <она> скажет людям после войны? Пересидела в затишке, ради детей пряталась… И это все? Да какой же ты коммунист? Как ты станешь людям в глаза-то смотреть? Как над другими потом будешь суд вершить? Бездействие в оккупации – твоя гражданская смерть». На свой страх и риск Абрамова каждый день выходила в город, распространяла антифашистские листовки, пыталась выйти на связь с подпольным сопротивлением. Но из-за предательства своих же горожан она оказалась в ловушке. Сначала, обрадованные появлением юридически грамотного и известного человека, оккупанты предлагают ей сотрудничество. После решительного отказа Абрамовой, угрожают ей, потом пытают… Наконец, не добившись ничего, прибегают к самому страшному: за несогласие – расстрел. Сначала детей, потом ее. Самым напряженным моментом в произведении является ночь перед расстрелом – ночь в раздумьях. «Сшиблись в материнском сердце неистребимая любовь и лютая ненависть к врагу. Сшиблись в последней схватке. Как сердцу не разорваться, как выдержать ему все до последнего вздоха…». Впервые, не выдержав, Клавдия Ильинична плачет. Но решение ее остается твердым. Используемый автором прием ретроспекции и умолчания держит читателя в напряжении до самой последней строчки. Ни минуты не сомневаешься в твердости характера героини, но все надеешься на какое-то чудо… Заключительная сцена возвращения с войны мужа Клавдии Абрамовой – Петра Васильевича, известие о создании пионерской дружины имени Абрамовой, мемориальная доска на их доме, эпизод хладнокровной казни… Все это уже не оставляет надежды, усиливает глубину переживания.

«Не удерживай меня, сердце» – это история с лицами настоящих людей. Благодаря Ксении Пронской она сошла со страниц архивов, стала ближе каждому жителю города.

Герои произведений К. И. Пронской – ее современники и предшественники.

Каждый из них похож на свою создательницу. Это самоотверженные, целеустремленные люди, не привыкшие сидеть на месте, активно действующие и подчиняющие свою жизнь идее труда на благо других, полной самоотдачи и даже самопожертвования. Большинство сюжетов – истории из жизни самой Ксении Ивановны или увиденные ею.

Активная жизненная позиция автора отразилась не только в литературной деятельности. Ксения Пронская также внесла свой вклад в социальную и культурную жизнь Ставрополя. Ее очень волновала судьба современной ей молодежи, а точнее проблема преемственности русской культуры молодежью. Для освещения этого вопроса предназначена написанная ею пьеса «Спиной к солнцу».

В 1950-е годы, редактируя первое издание книги Г. Краснова «Ставрополь на Кавказе», Ксения Пронская узнала, что известный революционер-демократ Г. А. Лопатин долгое время жил и учился в Ставрополе. Ее поразил тот факт, что этого человека знает вся страна, а в родном городе о нем не помнят. Благодаря долгой и тщательной работе в архиве К. И. Пронская не только нашла документы, подтверждавшие исторический факт, но и установила адрес загородного дома Лопатина на Ташле. В результате улицу Челюскинцев переименовали в улицу Германа Лопатина. А несколько лет спустя она нашла городской дом Лопатиных, где жили братья Герман и Всеволод в 1868 – 1870 годах, отбывая в Ставрополе ссылку. И в доме по адресу: улица Комсомольская, 113 был открыт дом-музей династии Лопатиных.

Посещая дочь художника Смирнова, друга Коста Хетагурова, Ксения Ивановна пришла к выводу, что в ее доме необходимо создать музей Коста Хетагурова и художника Смирнова, что в свою очередь послужило основой для идеи создания Литературного музея писателей Северного Кавказа. И она добилась поставленной цели. Затем вместе с художником А. И. Новиковым она собрала около трех тысяч экспонатов для нового музея, работая в архивах, музеях и учреждениях Северной Осетии. После утверждения проекта, Пронская стала директором музея. Ее работа по организации работы музея продлилась в общей сложности пятнадцать лет до ухода на пенсию, что вовсе не означало окончание ее активной деятельности.

Ксении Ивановны не стало в 1998 году. Ее жизнь и творчество чрезвычайно интересны и насыщенны. Неугасающий интерес к тому, что находится вокруг, все время двигал Пронскую вперед, не давал застывать на месте, благодаря чему она оставила яркий след в истории Ставрополья. Это подтверждают и благодарные отзывы ее читателей, восторженные отклики коллег и современников.

В. В. Товкань

// Ставропольский хронограф на 2012 год. – Ставрополь, 2012. – С. 87–91.