«Беседы по истории искусства» – 5-летие встреч с искусствоведом Ольгой Бендюк

воскресенье, 22 февраля, 2015 - 03:00

Ровно пять лет назад, в феврале 2010 года начались беседы с искусствоведом Ольгой Бендюк. За пять лет прозвучало 28 самых разных тем. Глубокая эрудиция позволяет Ольге Борисовне проводить интересные параллели, пересечения и противопоставления при широком охвате тем, глубине проникновения в проблему, систематическом изложении материала. На подобных встречах читатели библиотеки, интересующиеся вопросами искусства и культуры, но не имеющие художественного образования, могут получить новые знания. Беседы с Ольгой Борисовной интересны и специалистам: художникам, фотографам, журналистам, работникам культуры, для которых эти встречи – возможность не только услышать, но и, что очень важно, обсудить интересующие вопросы.

Первая встреча в юбилейном 2015 году (22 февраля) по теме «Искусство красть искусство: подделки, кражи, вандализм» – это не лекция, а, скорее, дайджест, знакомящий слушателей с несколько иным миром искусства, в частности, с подделками, имитациями и фальшивками. Кражи и вандализм – наиболее жесткие варианты – станут темой следующего разговора.

Подделка и копия (ученическая и с целью продажи), пастиш и вольная интерпретация, оригинал и авторский вариант, «Мастер» и его «мастерская» или «круг» Мастера, допустим, Рубенса – в разные времена к ним относились по-разному (как оказалось, подделывали уже в период античности), по-разному трактовали, по-разному оценивали не только с морально-этической, но и юридической точки зрения. Где начинаются и когда заканчиваются авторские права? Какова во всем этом роль художника, имитатора, а еще огромного круга людей: эксперта, арт-дилера или галерейщика, в конце концов, Аукционного дома, знаменитого или не очень. Что мы видим в музеях и что покупают на аукционах те, кто может себе это позволить. Коллекционеры и ценители, выкладывая немыслимые деньги, действительно приобретают то, чем наслаждаются, без чего их жизнь теряет свой смысл, или им важен сам факт обладания рейтинговым, «раскрученным» в настоящий момент именем. Почему люди вообще гоняются за именами, и стремятся во что бы то ни стало купить именно Рафаэля, Айвазовского, Ван Гога, Малевича? Ведь их на всех уже не хватает. И появляются подделки, фальшивки, имитации. Мораль? Обманывать/подделывать плохо. Несомненно. Цены на искусство превышают все разумные пределы. Безусловно. Человек ценит то, что стоит дорого, например, картина или скульптура с шестью нулями, нежели действительные их художественные достоинства. Истинно.

Можно только констатировать: подделки в самом широком ассортименте – принятая в сегодняшнем мире форма существования классического, да и современного искусства. Здесь и узаконенные подделки (как творчество Д. Майатта или братьев Семена, Евгения и Михаила Позиных, работающих в своем берлинском ателье, многих других), и поставленное на поток производство шедевров любого исторического периода китайских художников из города-мастерской Дефан, и реабилитация фальшивок таких гениев-имитаторов, как голландец ван Меегерен.

Способов подделок существует великое множество, от самых простых – использование старых материалов или готовых произведений, чуть «оживленных» новоявленным мастером, до самых сложных – изготовление «с нуля».

В любом случае, подделка на рынке антиквариата – это один из вариантов современного бизнеса для многих: изготовителей, реставраторов, экспертов, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств. А спрос рождает предложение.