Родился Сергей Васильевич Рахманинов

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

Рахманинов был создан из стали и золота:
Сталь в его руках, золото – в сердце.

И. Гофман

«Лето на Минеральных выдалось необычайное; по-настоящему в первой половине июня стояла еще весна. Отошли дожди, небо без облачка, деревья в светлой, молодой, кудрявой зелени, пропускавшей золотые кружочки солнца на землю, дивный горный воздух Кисловодска, особая курортная празднично-яркая толпа в аллеях парка...» – таким было начало лета 1916 года в воспоминаниях М. С. Шагинян, близкого друга и почитателя таланта Сергея Васильевича Рахманинова.

Среди отдыхавших тем летом на курорте было немало поистине выдающихся людей – Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, А. А. Яблочкина... Но наибольшим вниманием и почитанием пользовался имевший к тому времени уже всемирную известность как композитор и пианист С. В. Рахманинов.

Весна 1916 года выдалась для него неудачной, сначала – болезнь жены, потом – подагрические боли в руке, что не могло не беспокоить выдающегося пианиста, добавились и материальные затруднения. Рахманинов по совету врачей выехал для лечения в Ессентуки. Несмотря на то, что он был окружен почти царским почетом и всеобщим восхищением, музыкант чувствовал себя измученным и подавленным. Он говорил, что ему трудно работается, что он стал «заурядкомпозитором» и неспособен уже на большее. Как всякая по-настоящему творческая личность, он был излишне строг к себе, болезненно переносил бытовые неурядицы.

С. В. Рахманинов поселился в Ессентуках на даче Е. М. Фигуровой, жены известного оперного певца, где вечерами собирались интереснейшие люди – композиторы, певцы, музыканты, актеры: Ф. И. Шаляпин, М. А. Слонов, М. П. Лилина, C. А. Кусевицкий, Н. П. Кошиц и другие. Очень часто эти встречи превращались в импровизированные концерты. Рахманинов садился к роялю, Шаляпин и Кошиц пели. Сергей Васильевич оживлялся, расцветал. Известный музыкальный критик В. Д. Корганов, бывавший на этих вечерах, вспоминал: «Он, видимо, испытывал эстетическое удовольствие, лицезрея и слушая знаменитого актера, его интонации, его мимику, он улыбался, смеялся, хохотал до слез, слушая его шутки и анекдоты».

30 июля Рахманинов переехал в Кисловодск и остановился в гостинице, встречи и совместное музицирование продолжались. Именно в Кисловодске уже окрепший Рахманинов продолжил работу над третьей симфонией, делал первые наброски известных романсов.

М. С. Шагинян («милая Re») привезла Сергею Васильевичу тетрадь со стихами М. Ю. Лермонтова и знаменитых в то время русских поэтов – И. Северянина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта и других. Заинтересовавшись ими, С. В. Рахманинов приступил к работе над романсами, которую завершил уже осенью в своем тамбовском имении. Шесть романсов были посвящены их первой исполнительнице Н. П. Кошиц. Критики писали о «Маргаритках», «Ау», «Ночью в саду» как о новой странице в творчестве Рахманинова.

Вместе с артистической компанией Рахманинов не раз посещал живописные окрестности курортов, памятные ему еще с 1888 года, когда пятнадцатилетним юношей он вместе со своим учителем Н. С. Зверевым побывал в Кисловодске. Проникшись горячей любовью к Кавказу, Рахманинов с искренним душевным волнением отмечал памятные лермонтовские места: «Я люблю здесь бывать и слушать печальный плач Эоловой арфы над покинутым приютом вдохновенья».

Поэзию М. Ю. Лермонтова Сергей Васильевич любил и чувствовал с ней глубокое духовное родство. Особенно близка ему была поэма «Мцыри». В юности композитором были созданы романсы и хоры «На севере диком», «Ангел», «Не плачь дитя» на стихи Лермонтова, позже он с огромным успехом дирижировал оперой А. Г. Рубинштейна «Демон». Ряду своих произведений он предпослал эпиграфы из лермонтовских строк. Летом 1916 года из-за болезни С. В. Рахманинов не выступал как пианист, но принимал активное участие в организации благотворительных концертов, часть сбора от которых направлялась им в помощь нуждающимся музыкантам и актерам.

Последний раз С. В. Рахманинов посетил Кавказ летом 1917 года. Он был нездоров, удручен безденежьем, опасался за судьбу семьи, детей, имения, будущее России. Рахманинов, как глубоко русский человек, любил землю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу в руки. Но события последних лет – война, революция, изнурительная работа концертирующего пианиста, тревога за близких привели к депрессии, вызвали желание уехать из России «в ожидании более спокойного времени». Это состояние находило отражение и в его музыке, где вместе с тонкой лирикой и одухотворенным романтизмом почти всегда слышна щемяще-тревожная нота.

Летом 1917 года в курзале Кисловодска состоялся торжественный концерт, устроенный офицерством в День займа свободы. «Кисловодская ночь была полна особых запахов – и роз, и южной земли, и дорогих духов, и сигар, и тополей, – вспоминает М. С. Шагинян, – мошки бились в столбах яркого света. Раковина сверкала огнями – в ней рассаживались оркестранты, во втором отделении Рахманинов должен был дирижировать «Марсельезой». Но он надолго затянул антракт, сидя с нами в одной из аллеек курзала и как-то не находя внутренней энергии на прощанье».

Это свидание с Кавказом оказалось последним. В конце 1917 года Сергей Васильевич с семьей выехал за границу, сначала в Скандинавию, потом в США.

Живя на чужбине, С. В. Рахманинов был почти всецело поглощен концертной деятельностью. Он отмечал в одном из интервью: «Уехав из России, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Гораздо позже он вновь обратился к композиции, но лучшие произведения были написаны на родине. Среди них – три оперы, неповторимые по силе вдохновения фортепианные концерты, полные тонкой лирики романсы.

До конца жизни С. В. Рахманинов считал себя русским музыкантом. В годы Великой Отечественной войны, глубоко переживая боль и потери России, он неоднократно передавал сборы от своих концертов в фонд обороны, к сожалению, не дожив до Победы своего народа.

Сегодня в зале Кисловодского театрального музея стоит белый рояль, вокруг которого теплыми южными вечерами собирались люди, составившие славу русского искусства, и среди них – выдающийся композитор, гениальный пианист и дирижер С. В. Рахманинов.

// Ставропольский хронограф на 1998 год. – Ставрополь, 1998. – С. 35–38.