Кавказская область переименована в Ставропольскую губернию

ИЗ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

Сложившаяся к середине XIX в. система управления в Предкавказье нуждалась в преобразованиях, так как с увеличением гражданского населения возникла необходимость в повышении роли гражданского, а не военного управления.

Эту проблему в ноябре 1846 г. поднял Кавказский наместник, который, опираясь на мнение императора, выдвинул предложение отменить «…влияние на гражданское управление Кавказской области командующего войсками на Кавказской линии или ограничить это влияние известными пределами». В это время он предложил фактически кардинальное реформирование системы управления Предкавказья, рекомендовав отделить от Кавказской области все земли, принадлежавшие военному ведомству, разделив военное и гражданское управление.

Об этом варианте управления он сообщил начальнику Кавказской области с целью узнать его мнение. На предложение Кавказского наместника начальник области генерал-лейтенант Н. С. Заводовский дал историческую справку о заселении области и ее системе управления. Согласно предоставленным им данным гражданское и военное население Кавказской области жило вперемешку, к тому же между их селениями располагались армянские поселения, колонии и аулы внутренних магометанских народов. Основные города Предкавказья вошли в состав войсковых пределов, где были возведены военные крепости, к тому же их границы соприкасались с владениями горских народов. С развитием городов на границе стали действовать карантины, меновые дворы и таможенные надзоры. По всему тракту, проложенному из Ставрополя через казачьи земли и далее в Пятигорск, Тифлис и Екатеринодар, работали почты, открывались станционные дома.

По мнению Н. С. Заводовского, при таком смешении поселений в Кавказской области невозможно разделить земли между гражданским и военным ведомствами. Чтобы установить единую форму правления, нужно было присоединить население военного ведомства к гражданскому, что он считал нереальным по «военным обстоятельствам» края. С другой стороны, Н. С. Заводовский даже не допускал мысли о присоединении населения гражданского ведомства к военному. В результате такого преобразования все население Кавказской области стало бы единым казачьим сословием. Но это было невыгодно самому правительству. С уничтожением городского населения большие потери понесла бы, прежде всего, казна, так как в нее прекратились бы отчисления от купеческих капиталов, податных и земских сборов, налоги с торговли и промышленности. Таким образом, подобные меры привели бы к полнейшему упадку Кавказской области.

По мнению Н. С. Заводовского, несмотря на смешение земель, принадлежавших военному и гражданскому ведомствам, они не вмешивались в управленческие дела друг друга. В данном случае особая роль отводилась начальнику области, который одновременно являлся командующим войсками на Кавказской линии и в Черномории и управляющим ее гражданской частью. Именно в его лице осуществлялось соединение военного и гражданского управлений. Однако Н. С. Заводовский не считал, что таким образом гражданское управление ущемлено в своих правах. Учитывая геополитическое расположение городов Предкавказья, это была единственно приемлемая форма управления. Посредством соединения военной и гражданской властей в руках начальника области исключалась возможность споров и несогласий среди местного начальства, сравнительно быстро рассматривались дела, соблюдалась неприкосновенность сословных прав, уравнительно распределялись повинности и в условиях военного времени обеспечивалась безопасность городов.

К тому же Н. С. Заводовский отметил и без того довольно частые преобразования в Предкавказье, которые «…наводят на жителей уныние и отнимают у них охоту к прочному водворению хозяйства и жилищ». В то же время он особенно отметил преобразования 1822 и 1827 гг., повлиявшие на процесс переселения жителей из внутренних губерний в города Предкавказья, развитие промышленности и благоустройство. Одновременно он привел пример, что в области уже практиковалось функционирование гражданского управления, независимого от военного. В итоге с развитием городов и увеличением населения была учреждена сначала должность гражданского губернатора, а затем начальника области, в руках которого сосредотачивалась военная и гражданская власть. Чтобы при решении многочисленных проблем не возникло бюрократической волокиты, в помощь ему по гражданской части назначили гражданского губернатора.

Таким образом, предложение Кавказского наместника о разделении гражданского и военного управления не было поддержано на местном уровне, а до высших инстанций просто не дошло. Сложившуюся в течение многих лет систему управления Предкавказьем фактически невозможно было кардинально изменить несколькими указами. В результате развития социально-экономической сферы жизни общества возникали новые проблемы, которые решались в установленном порядке. Основательное реформирование системы управления требовало, прежде всего, больших финансовых средств, к чему не были готовы правительство и жители Предкавказья.

 Не проводя коренных преобразований в системе управления Предкавказьем, правительство 2 мая 1847 г. издало указ «О именовании Кавказской области Ставропольскою губерниею». На основании этого указа Кавказская область по ее главному городу переименовывалась в Ставропольскую губернию, а ее округа – в уезды. Соответственно кавказский гражданский губернатор становился ставропольским гражданским губернатором, кавказские и областные правительственные места – ставропольскими и губернскими, окружные – уездными, Кавказский областной суд получил название Ставропольская палата уголовного и гражданского суда.

Преобразование Ставропольской области в губернию оказало большое влияние на жизнь города. Достаточно красноречиво по этому поводу высказался полковник де Саже: «Кто посещает Кавказ с приездом в Ставрополь... и пр. ...видит города, оживленные торговлей и русской жизнью». Предметом особого внимания со стороны правительства было поощрение благотворительности в городах. Очень часто ее инициаторами становились представители местных властей, устраивавшие благотворительные концерты и лотереи. По статистическим данным в городах Предкавказья в середине ХIХ в. проживало много бедных семейств. В основном это были семьи разорившихся купцов и мещан, а также вдовы и дети мелких чиновников. Нередко, не имея средств к существованию, семьи умерших чиновников не только не могли возвратиться на родину, но и прокормить себя. На собранные во время благотворительной акции деньги город устраивал сирот в учебные заведения и помогал нуждающимся семьям.

Вопросам благотворительности правительство уделяло немалое внимание, так как посредством благотворительных сборов по мере возможности решались на местах проблемы бедных семей, что ограждало правительство от лишних денежных затрат. Так, по указу Сената от 12 февраля 1847 г. в соборах и «значительных» церквах учреждались «кружки» для сбора приношений на содержание нищих и убогих в заведениях Приказа общественного призрения. На местах этими вопросами должны были заниматься начальники губерний и епархиальные власти. По обоюдному соглашению подобные кружки решили прикрепить в Ставрополе к Казанскому и Троицкому соборам..

Н. А. Ряснянская

// Ставропольский хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 82–84.