Автопортрет. Звук сегодня – эхо навсегда

«Звук сегодня – эхо навсегда» – эта строчка из стихотворения Новеллы Матвеевой «Отголосок» стала эпиграфом к теме «Автопортрет» в цикле бесед искусствоведа Ольги Бендюк по истории изобразительного искусства 27 октября 2013 года.

Автопортрет характерен для всех искусств: писатели, поэты, музыканты – все отдавали дань увлечению им. Но особенно полно и наглядно процесс самопознания, благодаря феномену автопортретности, выражен в изобразительном искусстве.

В техническом плане автопортрет – это портрет художника, выполненный им при помощи зеркала. Если верно выражение «глаза – зеркало души», то можно сказать, что автопортрет – это зеркало души художника.

Для чего нужен автопортрет художнику? Самолюбование? Самоисследование и самопознание? Отсутствие натуры? Можно до бесконечности задавать вопросы, таков уж этот жанр: самый таинственный в области портретного искусства и самый исповедальный.

Если портрет как жанр известен с давних времен, то автопортрет появляется поздно, еще каких-нибудь 500-600 лет назад в Европе, а в России и того меньше – около 300 лет назад – автопортрет был единичным и новаторским явлением. Возникновение и развитие его связано с переоценкой ценностей: ростом самосознания человека, понимания индивидуальности и уникальности своего «Я», наконец, самого статуса художника, что произошло в эпоху Возрождения.

С этого времени автопортрет будет не только присутствовать в творчестве практически каждого художника, но появятся внутренние разновидности жанра: профессиональный и личностный, скрытый и групповой, «престижный» и «естественный».

Кто-то, как Модильяни, оставит единственное свое изображение. Другие, как Рембрандт и Ван Гог, А. Ван Дейк и Сальвадор Дали, создадут целые автобиографические серии. В этом ряду «серьезных» автобиографий свое достойное место занимают автопортреты художников-женщин. От легкомысленных демонстраций модного платья или автопортретов-аллегорий А. Кауффман и Э. Виже-Лебрен, до глубоко психологических и вполне конкурентоспособных рядом с мужчинами автобиографических серий мексиканки Фриды Кало и русского художника «Серебряного века» Зинаиды Серебряковой. 

Не каждый решится заглянуть внутрь себя, а тем более продемонстрировать свое потаенное «Я» миру. Особое доверие зрителю оказывает художник, решившийся на откровение.

Автопортреты-сублимации, автопортреты-метафоры, эпатажные и исповедальные, откровения и разоблачения проходят чередой из века в век, представляя нам не только лицо художника, но создавая лицо той эпохи, в которой он жил. Скорее, так следует понимать слова Поля Сезанна: «Высшая цель искусства – это лицо».