Родилась Валентина Павловна Невская

ЧЕЛОВЕК НАУКИ

Жизнь и судьба любого человека, тем более крупного ученого, всегда тесно связана с судьбой его страны. Жизнь не баловала В. П. Невскую, почти во всех опубликованных о ней до сих пор работах использовалась только «официальная» сторона ее биографии. А ведь самые трагические страницы истории нашего Отечества не обошли стороной и эту замечательную женщину. Но не ожесточили ее, напротив, самая главная ее черта – это душевная щедрость, доброта и открытость, сострадание и готовность помочь.

Валентина Павловна родилась в Самаре в интеллигентной русской семье. Ее дедушка был священником. Когда Вале исполнилось три года, родители переехали в Москву. Отец, широко образованный человек, работал во Внешторге, часто вынужден был выезжать в длительные командировки за границу. Он не любил надолго отрываться от семьи, старался всегда брать ее с собой. Самые сильные «зарубежные» детские воспоминания Валентины Павловны связаны с поездками в две совершенно разные страны – Германию и Иран.

В Германии, в Лейпциге, она успела в совершенстве овладеть немецким языком, что впоследствии очень помогло ей в работе. Иран запомнился прежде всего мучительно долгим путем через безводную степь: ехали в тяжелом фаэтоне (сейчас едва ли кто представляет себе, что это за вид транспорта и какова была степень его комфортности), запряженном двумя медлительными лошадками. Поразил ее и огромный контраст между бытом, жизнью, самой культурой этих двух стран. А ведь была еще и экзотическая Япония, тоже удивившая своей самобытностью. Видимо, с тех самых пор и заинтересовалась она историей, а также «инаковостью» других стран и народов, что давало обильную пищу для размышлений.

Школу она закончила в Москве с отличным аттестатом и поступила в институт иностранных языков на отделение германской филологии. Во время первой сессии на экзамене по истории СССР Валентина настолько поразила седого экзаменатора «взрослостью» своего ответа, его аналитичностью, что он стал уговаривать студентку не зарывать в землю талант и посвятить свою жизнь профессиональному изучению истории.

Вскоре она сама убедилась, в чем заключается ее призвание. Валентина Павловна никогда не боялась резко изменить свою жизнь. Окончив первый курс, забрала документы и поступила на исторический факультет МГПИ им. Ленина. Но интересная студенческая жизнь совсем недолго была безоблачной.

В недоброй памяти 1938 году арестовали отца. Поскольку он имел несчастье часто выезжать за рубеж, «естественно», его обвинили в шпионаже в пользу «империалистических держав». Семье сообщили приговор – 10 лет без права переписки.

Сейчас все знают, что это означало. Родные арестованного тогда этого не знали, они ждали и надеялись. Но отец был расстрелян в том же 1938. Реабилитирован в 1953 году.

Мать Валентины Павловны выслали из столицы. Ее саму, студентку-отличницу, отчислили из института, как дочь «врага народа». Она ежедневно ожидала ареста – несколько лет подряд. Но что-то разладилось в репрессивном механизме, и Валентина Павловна чудом осталась на свободе. Работала в библиотеке. Она никогда не рассказывала мне, с каким ощущением жила все эти годы – не любила вспоминать этот период.

Потом была война, эвакуация. Сначала Ташкент, где будущий профессор работала на хлопковом заводе и плантациях хлопка. Потом – родной Куйбышев. Конечно, было нелегко, но Валентина Павловна с удовольствием вспоминала, как после тяжелого рабочего дня в заснеженном лесу, где она участвовала в заготовке дров, вечером у костра всей бригадой пели песни.

Мечта об учебе не оставляла В. П. Невскую даже в это тяжелое время. К любимой истории удалось вернуться не скоро, только в 1944 году, хотя сочетать учебу с заботой о семье было совсем не просто. После получения диплома способную выпускницу пригласили в аспирантуру к профессору В. М. Дьяконову, заведовавшему кафедрой истории Древнего мира в Московском городском педагогическом институте. Для кандидатской диссертации аспирантка Невская выбрала очень нелегкую тему – «Византий в классическую и эллинистическую эпохи». После защиты в 1950 году перед молодой ученой открывались блестящие перспективы.

Однако она отказалась от работы в столице и попросила распределения в учительский институт маленького города неподалеку от Москвы. Ее мама к тому времени вернулась из ссылки, но «без права проживания» в столице. Чтобы быть вместе с ней, Валентина Павловна и пожертвовала своей научной карьерой.

Молодой преподаватель энергично взялась за работу на новом месте. Ей нравилось читать лекции, делиться со студентами своими знаниями, раскрывать перед ними чарующий мир античной цивилизации. Но она уже не мыслила себе жизни вне науки.

Одновременно без отрыва от работы она подготовила и сдала в печать монографию по теме своей диссертации. Книгу, опубликованную в 1953 году, высоко оценили коллеги, затем она была издана в Лейпциге на немецком языке. В японском историческом журнале была опубликована очень подробная рецензия на ее монографию – случай уникально редкий даже для современности, не говоря уже о 50-х годах XX века.

Рецензии на книгу появились во французском и австрийском исторических журналах. Валентина Павловна с улыбкой вспоминает, что австрийский рецензент, высоко оценив работу, сделал замечание: в ней зачем-то упоминается какой-то анонимный «Краткий курс истории ВКП(б)». Зарубежные коллеги очень слабо представляли себе, в каких условиях трудятся наши антиковеды.

Валентина Павловна стала собирать материал для новой монографии – об исторических судьбах города Византий в римскую эпоху. Как жаль, что это исследование так и не смогло состояться…

У Валентины Павловны стали возникать проблемы на работе. Что поделать, серость и посредственность во все времена не любит ярких и нестандартных личностей. И завидует им, поскольку понимает, что сама никогда не сможет подняться до такого же уровня. Валентина Павловна всегда вела себя подчеркнуто скромно, скрупулезно добросовестно выполняла свои должностные обязанности. Однако все чаще стала слышать на работе, что она «слишком умная», «чересчур интеллигентная», «излишне принципиальная» и т.п. А потом Валентину Павловну пригласили в отдел кадров, показали анкету, где красным карандашом было подчеркнуто, что ее родители были репрессированы, и предупредили, что «над ней сгущаются тучи». Шла последняя волна сталинских репрессий.

Валентина Павловна в очередной раз круто изменила свою жизнь. В 1951 году она переехала в Черкесск и стала работать в учительском институте. К сожалению, здесь не было условий для занятий античностью, но она заинтересовалась историей и культурой карачаевцев. Серьезных научных исследований истории этого народа практически не было. Она стала основателем важного научного направления в отечественном кавказоведении. Конечно, перестроиться было нелегко, но ей помогло и то обстоятельство, что она глубоко изучила сельскую общину ближайших соседей античного Византия – фракийцев. Сопоставляя известный ей материал с особенностями сельской общины карачаевцев, Валентина Павловна пришла к ценным выводам, которые и легли в основу всей последующей научной работы. После учительского института она возглавила сектор истории Черкесского НИИ экономики, истории, языка и культуры, подбирала коллектив единомышленников, вела большую организационную работу.

Валентина Павловна с улыбкой вспоминала, что была первым кандидатом наук во всей Карачаево-Черкесии, многие, даже не понимая, что это значит, ее часто спрашивали: «Вы кандидат в депутаты или куда?»

За годы напряженной работы она издала несколько монографий о Карачае. Свой отпуск и собственные средства тратила на поездки в архивы Ставрополя, Краснодара, Ростова-на-Дону, Тбилиси, Москвы, Ленинграда… Разбирая закорючки чиновничьей скорописи в пожелтевших архивных документах XIX века, основательно испортила зрение. В «докомпьютерную эру» студенты сдавали ей свои курсовые в рукописном виде, часто заранее извиняясь за плохой почерк, но она с улыбкой отвечала, что после этих чиновничьих каракулей для нее нет нечитабельного почерка.

Молодая женщина, собирая полевой материал, объездила весь Карачай, часами беседовала с аксакалами в отдаленных горных аулах, по крупицам собирая бесценную информацию о фольклоре, быте и традициях народа. Иначе такая информация живых свидетелей прошлого могла бы навсегда уйти в небытие.

С удивлением она узнала, что старики в своих спорах о прошлом как на последний аргумент ссылаются на выводы из ее книг. Древний аксакал попросил ее привезти одну такую книгу, чтобы ему было на что ссылаться в полемике со своими сверстниками. Когда Валентина Павловна пообещала, что обязательно привезет ему свою книгу, он ответил: «Девочка, мне не нужна твоя книга, мне нужна книга самой Невской». Старец пояснил, что автор книги, так глубоко понявший саму душу карачаевцев, никак не может быть такой молодой женщиной, она – наверняка умудренная жизнью седая ученая. Валентина Павловна говорила мне, что этот отзыв сурового старца стал для нее самым высоким признанием объективности и достоверности ее работ. Выводы Невской приняли авторитетные люди того народа, с которым и для которого она работала.

Другой старец, утомленный ее дотошными расспросами, сказал: «Найди Невскую, спроси об этом у нее, она все это лучше меня знает».

Валентина Павловна могла часами рассказывать о своем любимом Карачае. И сердилась, когда читала в писаниях некоторых горе-историков о «перманентной тотальной трехсотлетней Кавказской войне». Конечно, процесс русско-кавказского взаимодействия был сложным, и здесь всякое бывало. Но те же карачаевцы находились в состоянии войны с Россией всего несколько часов. Потом старейшины сами пришли с просьбой подписать мир и ничем не нарушали клятвы в верности России.

Годы работы в Карачае были очень продуктивными: несколько монографий, участие в крупных общесоюзных научно-исследовательских проектах, подготовка хрестоматий и сборников документов, помощь коллегам. В 1966 году – блестящая защита докторской диссертации «Карачай в XIX в. Эволюция аграрного строя и сельской общины» в Ростове-на-Дону. За очень короткий срок Валентина Павловна стала широко известным и авторитетным кавказоведом.

Разумеется, были и проблемы. Известный ученый не соглашалась «пичкать» свои труды бесконечными сносками на классиков марксизма-ленинизма, что вызывало сложности при обсуждении и издании ее работ. Отказалась очередной монографии дать «лубочное», но идеологически выверенное название «Прогрессивное значение присоединения Карачая к России» и сумела отстоять свое мнение. Но она всегда с удовольствием вспоминала этот период своей жизни. До недавнего времени, пока позволяло здоровье, Валентина Павловна очень любила приезжать в Карачаевск и Черкесск, где ее всегда встречали с огромным уважением.

С 1972 года В. П. Невская – профессор Ставропольского педагогического института. С 1976 по 1982 год она возглавляла кафедру всеобщей истории. Вернувшись к преподаванию любимой античности, продолжила и свои исследования Карачая, подготовила несколько кандидатов исторических наук.

Общеизвестно, какое колоссальное значение для становления профессионального историка имеет история Древнего мира. Невозможно правильно понять сам ход исторического процесса без детального знакомства с самыми первыми шагами человеческого общества и развитием ранних цивилизаций. Какую бы область специализации не избрал для себя историк, в начале начал лежит освоение основных терминов и понятий, которыми так насыщена история Древнего мира. Она же дает начальные навыки работы с источниками и историографией, а богатый фактический материал не только укрепляет память, но и способствует развитию аналитического мышления, поскольку подводит к сравнительному анализу специфики той или иной цивилизации.

Невозможно стать образованным и культурным человеком без знания хотя бы азов древней мифологии и искусства, особенно – античного периода.

И, наконец, это один из самых интересных этапов мировой истории, насыщенный яркими, незабываемыми и судьбоносными для человечества событиями, нестандартными и великими личностями. Поэтому не случаен тот интерес, который всегда проявляют студенты к древней истории – даже не самые лучшие из них. Такова ее притягательная сила.

В этом плане ставропольским студентам очень повезло. Представительница московской школы антиковедов, известный специалист по истории византийского полиса классического периода, человек, получивший прекрасное классическое образование и горячо увлеченный древней историей, она поставила ее преподавание на качественно новый уровень.

Большое значение Валентина Павловна всегда уделяла работе с источниками, поэтому студенты на семинарских занятиях стали читать Законы Хаммурапи, Законы XII Таблиц и, что самое главное – пытаться комментировать и анализировать их. Благодаря Валентине Павловне первокурсники поняли, что историография – это совсем не скучно, и рассказ об истории изучения какого-то события или периода может быть захватывающе интересным.

Работая со студентами, Валентина Павловна никогда не ограничивалась проверкой выученных дат и событий, она всегда требовала вдумчивого отношения к истории, а не просто перечня фактов. Невская любила говорить: «Будущее всегда вариативно» и очень не любила фразу «История не имеет сослагательного наклонения». По ее мнению, эта фраза для людей ленивых и не любящих думать. Поэтому всегда стремилась добиться понимания студентов: почему произошло именно это событие, каковы его причинно-следственные связи с предыдущими и последующими событиями, было ли возможно другое развитие событий, а если да – то к чему оно могло бы привести.

На кафедре всеобщей истории Ставропольского педагогического института преподавание истории Древнего мира уже тогда было поставлено именно на университетском уровне.

Валентина Павловна всегда умела находить талантливых студентов и помогать их научному росту, да и они тянулись к ней.

Ученик Валентины Павловны, Юрий Николаевич Литвиненко, после окончания двух курсов перевелся на исторический факультет МГУ, блестяще его закончил, а после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации вернулся преподавать на кафедру всеобщей истории. Другой ее ученик, Дмитрий Сергеевич Ткаченко, вел семинарские занятия по истории Древнего мира.

Ю. Н. Литвиненко получил годичную научную стажировку во Франции. По возвращении оттуда в Ставрополе он работал недолго – его пригласили в Отдел античной истории ИВИ РАН в Москве. Там он сейчас и трудится ведущим научным сотрудником.

Д. С. Ткаченко сменил научные интересы, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию по истории России. Но оба они начинали формироваться как ученые именно на кафедре всеобщей истории СПИ, и во многом – под благотворным влиянием Валентины Павловны Невской. Было бы слишком долго рассказывать обо всех ее учениках. Я не был студентом Валентины Павловны, но тоже считаю себя ее учеником. С момента моего переезда в Ставрополь в 1994 году она очень помогла мне освоиться на новом месте, щедро делилась своим опытом.

С переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов Валентина Павловна стала читать в магистратуре курс сравнительной истории мировых цивилизаций. Продолжая этот курс сейчас, я пользуюсь ее наработками и теми подходами к освещению специфики той или иной цивилизации, которые были положены в основу лекций Валентины Павловны.

Выйдя на пенсию, она еще долго продолжала читать лекции на первом курсе, которые вызывали живейший интерес у студентов. Валентина Павловна умела их заинтересовать, заставить задуматься. При всей природной доброте, которая и есть самое главное ее качество, сразу подмеченное и студентами, она могла быть строгой и принципиально требовательной, не любила проявлений лени и неорганизованности.

Став профессором-консультантом кафедры, Невская долгое время руководила работой студенческого исторического кружка, пользующегося большой популярностью у студентов, способствовала их профессиональному становлению. Продолжала руководить аспирантами и соискателями, вкладывая в эту работу всю свою душевность, уделяя им много времени и сил. И никогда не забывала интересоваться и их проблемами, оказывая не только научную помощь, но и моральную поддержку им в сложные периоды жизни.

Ее дочь, Татьяна Александровна Невская, говорит, что Валентина Павловна всегда искренне радовалась успехам и достижениям всех своих знакомых, и именно в этом – одна из причин ее долголетия.

На совершенно новом поначалу для себя поприще кавказоведения Валентина Павловна быстро добилась международного признания. В том числе со стороны Кембриджского международного биографического центра, изучающего вклад ученых всего мира в разработку приоритетных и малоизученных научных проблем. За выдающиеся заслуги в развитии мирового кавказоведения он дважды присваивал В. П. Невской почетное звание «Женщина года» в 1993 и 1995 годах и награждал ее «Медалью века». Насколько мне известно, она – единственный отечественный ученый, удостоившийся такой высокой чести.

После разделения в 1997 году кафедры всеобщей истории на кафедры истории Древнего мира и средних веков сохранились основные принципы и традиции преподавания древней истории, заложенные Валентиной Павловной. Таким образом, речь идет о традициях и преемственности, что и является важнейшей чертой хорошего университетского образования. И в этом тоже огромная заслуга В. П. Невской.

Валентина Павловна – заслуженный профессор Ставропольского государственного университета, заслуженный деятель науки Карачаево-Черкесии, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «За долголетний добросовестный труд», «Ветеран труда», нагрудным знаком «Отличник просвещения СССР».

Все, чего Валентина Павловна добилась в жизни, достигнуто не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. Эта сильная женщина стала успешной во всем, за что она бралась. Крайне редко бывает так, чтобы человек добился столь впечатляющих успехов в таких совершенно разных областях, как античность и кавказоведение. И при этом она всегда оставалась заботливой мамой и любящей бабушкой, счастливой в своих внуках.

Валентина Павловна находила время для домашних дел, ее зять с восторгом вспоминает, какие вкусные беляши готовила профессор Невская. Все трое ее детей получили высшее образование, стали признанными специалистами в своем деле. Татьяна Александровна Невская пошла по стопам матери, она доктор наук, сейчас сама руководит аспирантами.

Валентина Павловна – яркий представитель классической старой русской интеллигенции, ныне, к сожалению, почти исчезнувшей. Ее всегда отличали высочайший уровень образования и внутренней культуры, доброжелательность, врожденная естественная вежливость, деликатность, глубокая порядочность, обаяние, тонкий юмор, самостоятельная и активная жизненная позиция, толерантность и доброта, сочетающиеся с принципиальностью и нетерпимостью к любым проявлениям недобросовестности или нечестности.

Есть люди, излучающие добро и свет. Самим своим присутствием они согревают этот мир, делая его лучше и добрее. С уходом Валентины Павловны этот мир потерял очень важную частицу доброты и теплоты.

Значительная часть сотрудников исторического факультета Ставропольского государственного университета имеют честь быть учениками В. П. Невской. Нам посчастливилось общаться с этой замечательной женщиной, крупным ученым, талантливым педагогом, удивительно добрым и чутким человеком. И очень многому научиться у нее.

А. П. Беликов

// Ставроп. хронограф на 2009 год. – Ставрополь, 2009. – С. 121–127.