Выставка «Голос лиры вдохновенной…»: из коллекции Василия Чуйкова, посвященная 220-летию А. С. Пушкина

понедельник, 24 июня, 2019 - 19:00

Необычная выставка к 220-летию А. С. Пушкина «Голос лиры вдохновенной…» представляет образ поэта в произведениях декоративно-прикладного искусства и дизайна из частного собрания Василия Чуйкова, члена Союза дизайнеров России, члена Союза художников России, Почетного деятеля искусств Ставропольского края, преподавателя архитектурного отделения Ставропольского строительного техникума. Известен в крае как дизайнер, работающий в стиле «Ресайклинг» – изготовление арт-объектов из вторсырья, в том числе, для городской среды, и как коллекционер, экспонирующийся во многих музеях края.

Василий Чуйков окончил архитектурное отделение Ставропольского строительного техникума по специальности техник-архитектор, в 2004 году – Кубанский государственный университет по специальности «Изобразительное искусство». Работал художником-конструктором, художником-оформителем, в 1991 году – на Каслинском машиностроительном заводе в цехе художественного литья. 

Василий Чуйков так рассказывает о своем увлечении.

– Это небольшая часть из моей коллекции прикладных и сувенирных предметов с обязательным изображением А. С. Пушкина. Мое собрание не претендует на некую художественную или историческую значимость, в ней мало настоящих раритетов.

Решение собирать образ поэта в предметах дизайна и декоративно-прикладного искусства пришло совершенно случайно. Вообще это скорее вопреки здравому смыслу, ибо толчком послужило приобретение по художественному и смысловому исполнению абсолютно безграмотного утилитарного предмета. Этим предметом был алюминиевый подстаканник с изображением серпа и молота, крейсера «Аврора», знамен и других символов советской эпохи. Причем алюминий был анодирован под «золото» и в завершении на нем было вмонтировано эмалевое изображение памятника А. С. Пушкину работы скульптора Р. Р. Баха (1899 г). Мимо такого экземпляра я не мог пройти. Купил ради курьеза. Далее начали попадаться и другие предметы, на которых имелись портреты и изображения поэта. Причем многие предметы никоим образом не ассоциировались с поэзией. Поистине, верны слова Аполлона Григорьева: «Пушкин – наше все!».

Спичечные коробки, портсигары, наперстки, конфеты, бутылки, стаканы и даже пепельницы с изображением поэта – из таких вот курьезных парадоксов и началась складываться коллекция. Что касается Пушкинской реологии, хочется отметить, что она начинается с первых больших юбилейных торжеств, посвященных 100-летнему юбилею со дня рождения поэта в 1899 году. Именно тогда рынок наполнился предметами повседневного обихода с образом А. С. Пушкина. Нельзя не упомянуть о том коммерческом буме, который захлестнул производителей всевозможной продукции с изображением поэта. Папиросы, шоколад, карамель, печенье, галстуки, подставки под календари, ножи, ножницы, парфюмерия и даже носовые платки. Но это еще не все! Гребешки, «сберегательные кассы в память А. С. Пушкина», крахмальные манжеты и … «наилучшие в мире патентованные гигиенические подмышники "Виктория" из настоящей американской резины, Фришман и Эйзенберг, Варшава» – именно такая реклама сопровождала эту продукцию, естественно, с портретом А. С. Пушкина.

А такое всем известное выражение, направленное к нерадивым школьникам: «Кто за тебя будет делать уроки? Пушкин?» возникло именно в то время. Дело в том, что на рабочем столе гимназиста после 1899 года все учебные принадлежности: перо, чернильница, тетради, пенал, книжные закладки – были тоже с изображением А. С. Пушкина. Отсюда и родилось это безобидное выражение, причиной которой являлся все тот же Александр Сергеевич.

Из предметов той эпохи (1899 г.) в собрании есть несколько вещей, которые являются украшением коллекции. Пожалуй, самым уникальным экземпляром можно назвать медаль, отчеканенную в 1899 году по решению Юбилейной Пушкинской комиссии Академии наук для вручения окончившим с отличием средние учебные заведения в 1899 году, тиражом пять тысяч экземпляров. Хочется отметить тот факт, что именно с такой медали в 1949 году создавался Государственный литературный музей А. С. Пушкина в Москве на Пречистенке. Этой был первый экспонат, принесенный в будущий музей жительницей города Н. В. Баранской.

Следующим этапом массового тиражирования изображений А. С. Пушкина стал 1937 год. Год столетия гибели поэта. Это событие внесло самое большое количество в копилку коллекционирования сувенирной и всевозможной бытовой продукции с изображением поэта. В советские годы все значимые юбилейные даты поэта сопровождались выпуском медальерной и сувенирной продукции высокого художественного уровня. В этом можно убедиться, если внимательно осмотреть экспозицию выставки в Ставропольской краевой универсальной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова.

Настоящее время диктует новые изобразительные концепции. Будем надеяться, что и 2019 год – год 220-летия со дня рождения А. С. Пушкина принесет новые изображения поэта, которые смогут пополнить коллекции многочисленных любителей Пушкинианы. Сменяются правители, законы, эпохи, стили, изобразительные подходы, но любовь к поэту в нашей стране, вне времени. Пушкин – наше всё! 

В экспозиции представлены книжные издания из фонда Лермонтовки с достойным полиграфическим исполнением, а также одно из прижизненных изданий Пушкина – поэма «Руслан и Людмила» 1827 года.

Познакомиться с выставкой можно до 25 июня 2019 года (6+).

Фотографии Маргариты Вороновой