Письмо о гибели Г. И. Сазонова отцу и сестре в Ставрополь

четверг, 12 декабря, 2019 - 14:00

Сазонов Григорий Игнатьевич родился в 1920 году. Призван Ставропольским военкоматом. Служил в 27-й железнодорожной бригаде в звании капитана, награждён орденом Красной Звезды. Погиб 10 октября 1944 года в Венгрии. Похоронен в городе Дебрецне на центральной площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, многоуважаемый Игнат Андреевич и Вера Игнатьевна!

Получив одновременно два Ваших письма, я, как и Вы, глубоко сожалею о гибели моего близкого товарища и командира, а вашего сына и брата. Мне было очень тяжело переносить, когда я узнал о его смерти. Он был старшим начальником, мы все, офицеры, рядовые и младшие командиры любили Гришу как товарища близкого и чуткого каждому человеку, и требовательного и справедливого командира, какого требуют условия современной войны.

В то время, когда погиб Гриша, я вместе с ним не был, так как мы [каждый выполнял] обстоятельные задания командования по разведке в Венгрии на левом берегу реки Тисса. От товарищей, которые вышли в то время вместе с ним, я узнал некоторые подробности его гибели.

В разведку они пошли четверо 10 ноября. Нужно было преодолеть минное поле немцев. Гриша и с ним младший лейтенант двигались впереди, а другие два солдата чуть позади. Вдруг раздался взрыв, Гриша замертво свалился, не сказав ни одного слова, а младший лейтенант был тяжело ранен (4 ранения) в ноги, живот и руки. Двое других товарищей перенесли тело Гриши на руках два километра в укрытое место, куда через час подошла санитарная машина. 11 ноября в городе Дебрецне (Венгрия) состоялись похороны. Все бойцы и офицеры, вся часть провожала в могилу своего командира, прошедшего боевой путь от берегов Волги до берегов Тиссы. Оркестр играл траурный марш, и все его товарищи плакали, опуская тело в гробу в могилу. Был сделан боевой траурный салют. Товарищи и друзья Гриши возложили на его могилу венки и поклялись отомстить за смерть командира, друга и товарища мерзавцам немцам в их собственной берлоге.

Гриша погиб честным боевым командиром, и мы все благодарим Вас, Игнат Андреевич, что воспитали честного и стойкого командира [непреклонного воина], отдавшего свою жизнь за общее дело победы над врагом.

Слава герою, погибшему в бою за славу Родины! Смерть немецким захватчикам.

С приветом Ваш товарищ и друг [О. Кирпичников].

Чехословакия

14.2.45

* Для увеличения картинки воспользуйтесь правой кнопкой мыши и выберите пункт «Открыть изображение…»

Письмо предоставлено Ольгой Пересада

Комментарий О. Пересада:

Я хочу рассказать о моём двоюродном деде по отцовской линии Сазонове Григории Игнатьевиче.

Моя бабушка Мария рассказывала, что кроме сестры Веры, у неё был младший брат Григорий. Он воевал в годы Великой Отечественной войны и погиб в Венгрии.

В бабушкином доме на стене висел карандашный портрет дедушки Гриши, сделанный с фотографии. На нём – симпатичный молодой человек в военной форме, кадровый военный.

Как он погиб, бабушки мне никогда не рассказывали. Мне стало интересно, и я начала поиски. Нашла упоминание о дедушке в Книге памяти Ставропольского края. Там все очень кратко: родился в 1920 году, кадровый военный, призван в 27-ю железнодорожную бригаду; звание: капитан; награждён орденом Красной Звезды, погиб в Венгрии 10.11.44 г.

Потом на сайте Минобороны нашла другие сведения: он был начальником команды технической разведки 52-го Восстановительного железнодорожного батальона 27-й железнодорожной бригады.

Вот выдержка из наградного листа о представлении к ордену «Красная звезда»: «За время наступления частей Красной Армии с 19.8.44 г. техническая разведка, возглавляемая тов. Сазоновым, идя следом за передовыми частями Красной Армии, проделала огромную работу по разведке железнодорожных участков, своевременному оформлению и доставке технической документации.

За 10 дней наступления командой было разведано детальной разведкой 120 км и кроме этого командирской разведкой  225 км. Лично сам тов. Сазонов шел с командирской разведкой следом за наступающими танками, иногда обгоняя пехоту. Под огнем противника и бомбежкой собирая все необходимые данные о жел. дор. участках.

Своевременной доставкой и полным освещением данных о  жел. дор. участках способствовал их быстрейшему восстановлению».

И вот совершенно случайно, года два назад у моего дяди я нашла письмо от боевого товарища дедушки Гриши о том, как он погиб.

Моему деду было всего 24 года, когда он погиб. Я горжусь им и бесконечно благодарна ему и всем, кто воевал в годы Великой Отечественной войны за то, что все мы живём под чистым мирным небом.