Рябченко Николай Федотович

четверг, 23 апреля, 2020 - 13:45

Папа родился 19 декабря 1918 г. в городе Невинномысске Ставропольского края. 20 марта 1939 г. был призван в ряды Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке. 2 мая этого же года их отправили на станцию Лазо, это 4-5 км от советско-маньчжурской границы, а оттуда – в посёлок Филино, назначили бригадиром каменщиков. Они строили военный городок, т. к. солдаты жили в палатках, а зимой температура в тех местах достигала 30-40 градусов мороза. В ноябре 1940 г. перевели в город Лесозаводск для работы на лесопильном заводе. Весной 1941 г. отозвали в часть на строительные работы.

22 июня 1941 года был выходной день. После завтрака  группа солдат пошла на речку постирать обмундирование, искупаться. Только повесили сушить белье на ветках, как видят, бежит дневальный с противогазом и что есть силы кричит: «Тревога! Тревога! Всем в часть, началась война с Германией!».

В середине июля часть расформировали, и мой папа попал в авиацию, 528 истребительный авиационный полк. Вначале был оружейником, получил звание младшего сержанта. Месяца через три перевели мотористом, помогал механику. Скоро полк передислоцировался на полевой аэродром в районе села Дмитриевка. Это старинное русское село, через которое проходило главное шоссе из Хабаровска.

С особой болью папа вспоминал о конце войны: «Война приближалась к концу (последние дни августа 1945 года). Японцы сдавали нам Дальний Восток. Харбин они не хотели оставлять. Я тогда служил в оперативной группе. Однажды нашей группе сказали подготовиться. Затем посадили в самолет, и мы полетели. Куда – нам не говорили. Через некоторое время мы прыгнули из самолета. Как потом оказалось, нас сбросили в город Харбин. Мы расположились. В 10 вечера 2 сентября по радио сообщили, что Япония капитулировала! Победа!!! Все начали стрелять в воздух, обниматься, плакать, радоваться окончанию войны. В 12 ночи – отбой, всем спать! Через некоторое время я проснулся от каких-то странных звуков. Приподнял голову и увидел, что японцы режут наших солдат ножами. Я слышал смертные хрипы. Погибло очень много наших солдат. Я же остался жив только потому, что проснулся…».

9 Мая для нас всегда был святым праздником. В этот день мы собирались всей семьей, приходили наши друзья и родные. Папа рассказывал о войне. И благодаря этим встречам остались незабываемые воспоминания.

Воспоминания об отце записала Волченко Надежда Николаевна.