Современное состояние библиотечных вербальных коммуникаций обсудили в модельной Центральной библиотеке Петровского городского округа

среда, 23 декабря, 2020 - 17:30

23 декабря 2020 года в Центральной библиотеке Петровской ЦБС, получившей в 2019 году статус модельной, состоялся выездной семинар Лаборатории коммуникативных компетенций «PROговорим» на тему «Библиотечные вербальные коммуникации: современное состояние и проблемы». Участниками лабораторного сета были обсуждены ключевые понятия и определения семинара: библиотечные вербальные коммуникации, речеведческий курс, психоэмоциональная настройка на публичное выступение.

Лабораторный процесс вела руководитель Лаборатории, главный библиотекарь ИМО СКУНБ им. Лермонтова И. И. Смагина. Она подчеркнула, что современная библиотека представляет собой средоточие разнонаправленных, своеобразных по форме реализации и содержанию коммуникационных потоков, где сходятся все важные социальные каналы общения. Вербальная коммуникация в этом ракурсе – коммуникация, осуществляющаяся посредством языка как универсальной знаковой системы и речи как его реализации в процессе общения.

Аудитория пришла к выводу, что эффективные вербальные коммуникации в библиотеке предполагают высокий уровень речевой и психоэмоциональной подготовки специалиста: элитарный тип культуры речи; следование современным языковым нормам; умение создавать тексты монологического характера, диалогические реплики; умение выступать публично; способность оценить собственное речевое творчество с точки зрения нормативности, этичности и соответствия основным коммуникативным критериям и т.д.

Кроме этого, было определено, что вербальные коммуникации реализуются во всех видах библиотечно-информационной деятельности, эта часть профессиональной культуры специалиста обусловлена спецификой профессии. Профессиональное владение речью, высокий уровень культуры вербального взаимодействия является залогом успеха во множестве профессий, тем более относящихся к коммуникативному типу деятельности.

Включение речеведческого компонента в систему повышения квалификации библиотекарей на современном этапе более чем своевременно.

В практической части семинара библиотекари выяснили причины напряжения и страха перед публичным выступлением и поучаствовали в тренинге, включающем упражнения психоэмоциональной настройки на общение с аудиторией.

С учетом ограничительных мер семинар проходил с соблюдением правил социального дистанцирования.