Один против семи

понедельник, 2 августа, 2021 - 14:00

О моём дяде когда-то вышла статья:

Бурцев, Б. Один против семи / Б. Бурцев // Ветеран (Крылья Победы). – 1954. – 9 мая. – № 199. – С. 2.

И до сих пор в нашей семье как ценная реликвия хранится эта заметка с описанием подвига славного воина.

«На пожелтевшем от времени листе боевой характеристики, подшитой к личному делу Василия Степановича Судакова, можно прочитать такую интересную запись: “Благодаря отличной технике пилотирования, проявленной смелости, спокойствию в воздушном бою против семи вражеских истребителей “ФВ–190”, вышел победителем, сбив одного из них”.

Давно совершил он подвиг – одиннадцать лет назад. Но память о нём, память о высоком мужестве и стойкости советского летчика в бою с превосходящим по количеству противником хранится до сих пор.

В мае 1943 года в авиационную часть, действовавшую в районе Орла, прибыл летчик, старший лейтенант Судаков. Судя по командировочному предписанию, он направлялся на фронт с Дальнего Востока. Участник войны с японцами на Халхин-Голе, офицер должен был приобрести необходимый опыт борьбы с более сильным и коварным врагом – гитлеровцами.

В момент прибытия его в часть на фронте было затишье. Летчик сделал несколько вылетов по кругу, ознакомился с районом боевых действий, сходил на воздушную разведку. А когда началась Курско-Орловская битва, старший лейтенант принял в ней активное участие.

В один из этих дней он и совершил свой подвиг.

…На рассвете с полевого аэродрома поднялась группа советских истребителей. В её составе летел и Судаков. Истребители имели задачу – прикрыть штурмовой удар “Ильюшиных” по железнодорожной станции врага. Встретив в воздухе штурмовиков, они взяли курс на запад.

Почти до самой цели летели спокойно. Но вот, когда “Илы” стали выходить на боевой курс, неожиданно сзади появились “фоккера”. Они, очевидно, опоздав перехватить нашу группу ранее, решили внезапным ударом атаковать штурмовиков и не допустить их к станции.

Первым противника заметил старший лейтенант Судаков. “Кресты!”– молниеносно мелькнуло в голове летчика, и он немедленно оповестил об этом по радио боевых друзей.

Командир группы принял решение атаковать. Судаков и его ведомый набросились на вырвавшегося вперед гитлеровца, зажали его в “клещи”, затем ведущий с короткой дистанции открыл огонь по врагу из всех огневых точек. Вражеский самолёт взорвался.

Как всё дальше произошло – трудно проанализировать, но факт тот, что самолёт старшего лейтенанта оказался в кругу шести вражеских машин.

Что делать? Выход подсказала обстановка. Штурмовики уже обрабатывали цель, а истребители, разбившись на группы, сковывали “фоккеров”, не давая им прорваться в сторону железнодорожного узла.

В это сложное разыгравшееся воздушное сражение долю своего труда должен был вложить и коммунист Судаков.

И он вложил! Мужественный летчик, ясно понимая, что рискует собственной жизнью, принял смелое решение: уходя в сторону линии фронта, отвлечь шестерку “фоккеров”, принять на себя их удары. В том, что стервятники будут преследовать его, он не сомневался. Они не позволят уйти живым ему, сбившему с первой атаки их лидера.

Началась тяжелая неравная борьба! Советский летчик понимал, что при всем его летном мастерстве, высоких боевых качествах техники вести наступательный бой против шести вражеских истребителей нелегко. Поэтому он перешел к тактике активной обороны, которая принесла ему успех.

В процессе боя Судаков разгадал, что пять из шести вражеских летчиков мало подготовлены. Они ходили лишь на горизонталях. Их несмелые атаки он отражал резкими поворотами своей машины в сторону атакующего и открытием заградительного огня. Но шестой, судя по его действиям, был ассом.

Он предпочитал вертикальный маневр. Когда пять “фоккеров” охватывали нашего летчика в кольцо, он незамедлительно атаковал снизу. Трижды его снаряды прошивали плоскости и фюзеляж машины старшего лейтенанта, но не повредили ни управления, ни мотора.

Судаков пытался атаковать асса, но пятерка своим бесшабашным кружением на больших скоростях не позволяла сделать ему этого. Пришлось продолжать бой с невыгодных позиций.

Четвертое нападение асса было более удачным, ударив из пушки разрывными снарядами, он разбил ребро атаки левой части стабилизатора.

Второй снаряд прошёл около брони спинки Судакова. Летчик был ранен в голову. Но в горячке он не почувствовал ранения. А вот попадание в стабилизатор сразу же сказалось на управлении самолета. Летчику с большим трудом приходилось удерживать машину в горизонтальном положении.

Прошло еще три минуты. Вдруг под крылом блеснуло продолговатое зеркало реки. Там, на той стороне её, наша территория.

Время выиграно, задача выполнена с честью, шесть самолетов врага далеко откинуты от штурмовиков! Собрав все силы и положившись на крепость своей машины, старший лейтенант низко спикировал и оторвавшись от преследования, вернулся на аэродром.

Дней через пять в торжественной обстановке мужественному, умелому летчику был вручен боевой орден Красного Знамени. Его беспримерный подвиг вписан в историю части, в которой он сражался.

Сейчас Василий Степанович Судаков по-прежнему служит в Военно-Воздушных Силах. На своем богатом опыте старший офицер обучает авиаторов летному мастерству, воспитывает в них высокие морально-боевые качества».

Судаков Василий Степанович (24.02.1916, г. Бабаево, Вологодская область – 24.04.1987, Санкт-Петербург), летчик. Окончил Качинское летное училище (под Севастополем).

Награды: 3 ордена Красной Звезды, 2 ордена Боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны.

Медали: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейные награды.

На пенсию вышел в звании подполковника. Командир эскадрильи.

Статью о своем дяде предоставила Кузьменко Т. Н.