Родился Януарий Михайлович Неверов

ВЫДАЮЩИЙСЯ  ПЕДАГОГ  И  ОРГАНИЗАТОР  ПРОСВЕЩЕНИЯ

Большую жизнь прожил Януарий Михайлович Неверов, светлая и благородная личность, честнейший труженик, распространитель народного образования. Его друзья и близкие, знакомые Тургенев, Грановский, Станкевич составили славу отечественной литературы и науки. Великий критик Белинский, литератор Боткин, востоковед Петров, поэты Клюшников и Красов посещали вместе с Неверовым литературно-философский кружок Николая Станкевича. И хотя Януарий Михайлович ни в студенческие годы, ни во время педагогической деятельности не выходил на первый план в России, его биография – неотъемлемая часть отечественной истории. Значение же его деятельности для развития просвещения в Ставропольской губернии вообще трудно переоценить…

Родился он в селе Верякушах Ардатовского уезда Нижегородской губернии 18 августа 1810 года…

Неверов узнал, что попечитель Кавказского учебного округа Семенов ищет кандидата на должность директора ставропольских училищ. 26 октября 1850 года последовал приказ о его перемещении, и 28 декабря, в морозную и метельную погоду, он приехал в Ставрополь.

В дороге Неверов простудился и тяжело заболел. Однако в Ставрополе его ожидало предписание немедленно ехать в Тифлис (Тбилиси), представиться начальству и получить инструкции. Путь по зимней Военно-Грузинской дороге был труден и опасен. Нового директора народных училищ тепло принял наместник Кавказа князь М. С. Воронцов. С попечителем Неверов согласовал план преобразования учебных заведений Ставропольской губернии.

На обратном пути, несмотря на болезнь, Неверов посетил Владикавказское и Георгиевское уездные училища и, приехав в Ставрополь, слег. Всеми делами в гимназии занимался инспектор Василий Терзиев...

Превозмогая нездоровье, Неверов взялся за улучшение преподавания в гимназии и уездных училищах. Нельзя не восхищаться силой воли педагога и тому, сколь много он сумел сделать. Десятилетие (1850–1860 годы), когда Ставропольской гимназией руководил Януарий Михайлович, – время наивысшего ее развития.

Прежде всего он обратил внимание на уездные училища. Преподавание здесь велось плохо, а педагоги были малоквалифицированными. В газете «Ставропольские губернские ведомости» от 24 марта 1851 года напечатано сообщение об открытии специальных классов. Они предназначались для выпускников: один готовил юношей к поступлению в университет, второй – будущих учителей  уездных училищ и начальных классов гимназии.

Создание таких классов в Тифлисе и Ставрополе предусматривалось уставом Кавказского учебного округа, принятом еще в 1848 году. Но ни попечитель Семенов, ни директора училищ Тифлисской и Ставропольской губернии, как сообщает Неверов в своих автобиографических записках, «не обращали внимание на это учреждение, потому что оно не имело ни определенного плана, ни штатов и так как нигде в империи подобного заведения не существовало, то не знали, как его устроить...»

Неверов стал первопроходцем: «Мысль о подготовке дельных учителей в особенности меня интересовала, – продолжает Януарий Михайлович, – и я составил план этого учреждения, не требуя никаких добавочных сумм, а ограничиваясь только наличными средствами гимназии, что и помогло осуществлению моего предложения».

Главным затруднением было отсутствие преподавателя педагогики и дидактики. В России эти предметы изучали только студенты Главного педагогического института в Петербурге, а учебников и литературы на русском языке не существовало. Директор назначил преподавателем этих дисциплин высокообразованного старшего учителя латинского языка Евгения Нарбута, кандидата Петербургского университета. Неверов выписал из Германии педагогическую литературу на немецком языке и с ее помощью «дрессировал Нарбута».

Специальные классы функционировали почти 15 лет. Они дали несколько «дельных» выпускников, посвятивших свою жизнь педагогике, таких как Лев Катковский и Николай Пальховский. В отделении, готовившем к поступлению в вузы, учились будущие профессора: востоковед Кероп Патканов, историк Александр Трачевский, Георгий Симоненко, директор Лазаревского института восточных языков Егор (Георгий) Кананов, журналист, просветитель черкесского народа Адиль-Гирей Кешев.

А 18 октября 1851 года, как обычно, состоялся торжественный акт, посвященный юбилею открытия гимназии. Директор произнес речь, посвященную ее истории, объявил, что решено ежегодно проводить среди гимназистов и «специалистов» конкурс на лучшее сочинение по отечественному языку и истории.

Весной 1852 года, накануне летних каникул, преподаватель словесности Феодосий Илляшенко сообщил ученикам шестых и седьмых классов, а также «специалистам» темы сочинений, познакомил с литературой. В сентябре воспитанники подали свои сочинения на рассмотрение педсовета. Педагоги признали лучшими работы гимназистов Кананова, Амбарданова и Морозовского. Премии удостоилось сочинение будущего директор Лазаревского института Егора Кананова «О русской народной поэзии»…

Особое внимание Неверов уделял воспитанникам-горцам. Еще в 40-х годах в Ставропольской гимназии начали обучать детей «почетных (знатных. – Авт.) горцев». Сначала их знакомили с русским языком в подготовительном отделении. В начале 50-х годов прошлого столетия в пансионе при гимназии проживало 40 мальчиков-горцев.

При поддержке барона А. П. Николаи, ставшем в 1852 году попечителем Кавказского учебного округа, с которым Неверов установил дружеские отношения, директор решил основательно познакомиться с методикой образования и воспитания юношей-горцев. В марте 1854 года он отправился в длительную командировку. Прежде всего он посетил Новочеркасск, где в местной войсковой казачьей гимназии существовал восточный отдел, в котором юных горцев готовили для службы переводчиками в кавказских военных частях.

Затем Януарий Михайлович ненадолго остановился в Москве и, наконец, приехал в Петербург, где познакомился с постановкой преподавания в кадетских корпусах, в которых учились и горцы.

Чтобы лучше познакомиться с педагогическими науками, Неверов посещал лекции профессора педагогики Вышнеградского в единственном учебном заведении России, где они преподавались, – в Главном педагогическом институте.

Вернувшись в Ставрополь, директор написал для инспектора гимназии инструкцию о воспитании горцев, которая была одобрена попечителем.

Неверову удалось значительно повысить уровень преподавания черкесского и татарского (кумыкского, близкого к карачаево-балкарскому и ногайскому. – Авт.) языков…

Юхотников и Неверов проявляли большой интерес к кавказской этнографии. Перед отъездом на летние каникулы воспитанники получали задание записывать сказки, песни, сказания, описывать быт горцев. В личном фонде Неверова в ОПИ ГИМ хранится «этнографическая тетрадь» с материалами воспитанников. Словесник публиковал статьи по кавказской этнографии в московских газетах.

Несколько раз Януарий Михайлович предлагал создать при гимназии восточное отделение для изучения арабского, турецкого и татарского (тюркского) языков. Сохранился интересный документ об этом, датированный 1860 годом. Но предложение это не было принято…

Однако многогранная полезная деятельность просветителя в 1860 году зашла в тупик, когда наместник князь Барятинский провел реформу «учебного ведомства» на Кавказе. Учебный округ был расформирован, местные дирекции училищ подчинены губернаторам. Отношения между П. А. Брянчаниновым и Неверовым достигли критической черты и служить в его подчинении уже было невозможно. Януарий Михайлович оформил пенсию и подал в отставку, которую получил в апреле 1861 года.

Оценивая деятельность Неверова в развитии образования на Ставрополье, отметим успехи не столько в распространении его вширь, сколько вглубь, в качественном улучшении...

М. Коршунов

// Ставроп. хронограф на 2000 год. – Ставрополь, 2000. – С. 92–104.