Герей Азизович Закерьяев прошел путь от рядового до лейтенанта. Четырежды настигла его пуля, лежал в госпиталях, был и контужен, но, поправившись, снова шел в бой.
О подвигах Г. Закерьяева и его боевого товарища И. Перегонцева рассказывалось в одном из номеров журнала «Огонек» за 1943 год. Они оба были разведчиками. Отвага, ловкость, точный расчет отличали молодых бойцов. Тогда гвардейцы-разведчики захватили небольшую высоту, выбив немецкий пост. Но фашисты не смирились с потерей важной стратегической высотки и пытались наскоро вновь ее вернуть. Стойко держались наши бойцы, вели прицельный огонь, а когда подоспела помощь, перед высотой лежало уже больше сотни убитых немцев.
На счету командира взвода 115 отдельной гвардейской роты разведки 117 гвардейской стрелковой Бердичевской ордена Богдана Хмельницкого дивизии Герея Закерьяева было восемь пленных немцев, которые раскрыли так необходимые командованию советских частей сведения.
Тринадцатью боевыми наградами удостоила его Родина за смелость и мужество. Из них самые значимые – орден Отечественной войны, орден Красной Звезды, два ордена Славы.
«У папы, – рассказывает дочь Герея Азизовича, – очень трудное было детство. Мальчишками они были с братом Фаилем, когда тяжелая болезнь унесла жизни их отца и матери. На фронт отец ушел девятнадцатилетним юношей в 1942 году, вернулся в 1945-м. Они с мамой поженились уже после войны. Я была ребенком и мало что помню из его рассказов. Да и дома-то он бывал редко. Помню только, как ночами меня касались его губы. Он целыми днями был в поле, на фермах, когда восстанавливали колхоз... В памяти остались рассказы папы о том, как брали «языка». Я тогда даже не понимала, кто такой «язык» и почему его нужно брать. Однажды, выполняя задание, они, прячась в реке, всю ночь простояли в студеной воде по пояс. К утру она покрылась ледяной коркой. А разведчикам нельзя было шевельнуться, чтобы не выдать себя».
После войны Г. Закерьяев был заведующим фермой, секретарем партийной организации, а с 1953 года возглавлял правление колхоза. В том же году за свой вклад в развитие сельскохозяйственного производства Герей Азизович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Он так мало прожил после войны, но так много успел сделать. Наиля Гереевна рассказала, как все село со слезами на глазах провожало в последний путь своего 36-летнего героя. Так же, как и в победном 1945-м встречало его все село, но только со слезами радости.
В семье Закерьяевых есть семейная реликвия. Это военный трофей – солдатский штык-нож. В семейном альбоме Наили Гереевны Закерьевой (по мужу Кливлеева) хранится снимок военных лет: по улице украинского города Бердичева шагает колонна советских солдат. Где-то среди них и лейтенант Закерьяев. Воинов встречает с цветами, счастливыми улыбками измученный военным лихолетьем украинский народ. Это исторические документальные факты. Именно единство народов и спасло нашу страну от порабощения гитлеровцами.
Историю записала Н. Кливлеева.