Лаборатория коммуникативных компетенций нашла повод PROговорить тему значимости паттернов поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями

пятница, 29 октября, 2021 - 17:15

29 октября 2021 года на очередном сете Лаборатории коммуникативных компетенций, которая уже год функционирует на базе старейшей на Северном Кавказе библиотеки, шел разговор о том, как поведение работников культуры влияет на установление позитивного взаимодействия с посетителями учреждения культуры.

Сет вела доцент кафедры социальной психологии и психологии безопасности СКФУ, кандидат психологических наук Наталья Владимировна Козловская. Спикер подчеркнула, что коммуникативное поведение сотрудников библиотеки способно повлиять на результаты библиотечно-информационного обслуживания и поэтому заслуживает должного внимания со стороны аудитории. Во время лабораторного процесса активно обсуждалась типология библиотекарей, основанием для которой служат поведенческие признаки – позиция во взаимодействии с пользователями и направленность на общение.

В ходе беседы было выяснено, насколько актуальна проблема профессиональной мотивации и коммуникативной компетентности библиотечных специалистов. Представители библиотечного сообщества пришли к выводу, что читатели не должны сталкиваться с равнодушием со стороны работников библиотек, недоверием, чрезмерным контролем, директивным стилем общения. При этом библиотекари согласились с присутствием как доминирующего паттерна в своем поведении, так и подчиняющегося. К середине обсуждения стало ясно, что среди профессиональных компетенций первое место библиотекари отдают «ориентации на читателя», а среди присущих им коммуникативных качеств – общительности и толерантности. Следовательно, согласились библиотекари, дело в отсутствии коммуникативного мастерства, способности к эффективной самопрезентации, умении показать заинтересованность, внимание к пользователю.

В целом, аудитория отдала своё предпочтение паттерну «библиотекарь-партнер», который придает уверенность в том, что существует потенциал и ресурсы для обретения библиотечными специалистами доверия читателей. Однако очевидна и необходимость повышения уровня коммуникативной подготовки будущих библиотекарей в учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации.

Лабораторное исследование проводилось на платформе ZOOM.