Работа библиотеки в условиях Закона № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный Закон распространяется на всех, кто по определению п. 12 ст. 2 осуществляет «оборот информационной продукции»: издатели, книготорговцы и библиотеки. Сегодня нам необходимо решить, как мы будем внедрять нормы Закона № 436-ФЗ  в практику.

1. В понятийном аппарате Закона № 436-ФЗ отсутствуют определения понятий «распространитель информационной продукции» и «производитель ин­формационной продукции». Исходя из норм закона, и издатели, и книготор­говцы, и библиотеки могут одновременно выступать как в роли производителей, так и распространителей информационной продукции. А значит, согласно п. 1 ст. 6 они обязаны самостоятельно заниматься ее возрастной классификацией до начала оборота - предоставления или распространения, включая продажу, выдачу из библиотечных фондов, размещение в информационно-теле­коммуникационных сетях и т. д.
Отсутствие в Законе № 436-ФЗ разграничения зон ответственности между «производителем» и «распространителем» информации обязывает общедо­ступные библиотеки проводить возрастную классификацию всего библио­течного фонда.

2. В понятие «информационная продукция» (п. 5 ст. 2) включены и печатная, и аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, базы данных, а также продукция средств массовой информации, которыми комплектуются библиотеки.
В соответствии с нормами Закона № 436-ФЗ возрастной маркировки требует вся информационная продукция, незави­симо от срока ее поступления в фонды, за исключением печатной, выпущенной в оборот до дня его вступления в законную силу (п. 2 ст. 23).
Впрочем, несмотря на то что закон разрешает не размещать знак маркировки на такой печатной про­дукции, выдача документов из библиотечного фонда все равно должна осущест­вляться в соответствии с возрастом, поэтому библиотекам придется либо зани­маться маркировкой каждого документа, либо преодолевать правовые барьеры каким-либо иным способом.

3. Невыполнимые дополнительные требования к обороту информаци­онной продукции - размещение в стенах одной библиотеки отделов, обслужи­вающих детей, и отделов, работающих со взрослыми, на расстояние не менее чем 100 м друг от друга. В пункте 3 ст. 16 Закона № 346-ФЗ установлено, что «инфор­мационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицин­ских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организа­циях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».
Обслуживание взрослых и детей зачастую ведется в стенах одной библиотеки, что противоречит нормам.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 78-ФЗ «О библиотечном деле» граждане, достигшие 14-летнего возраста и имеющие паспорт, имеют право записаться в библиотеку. Но по возрастной градации, положенной Законом № 436-ФЗ в основу классификации информационной продукции, эти граждане отнесены к категории «дети».

Закон вступил в законную силу, и его неисполнение наказуемо в соответствии со ст. 4.5, 6.17, 13.21, 19.5, 23.1 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не вдаваясь в детали, акцентируем внимание лишь на том, что нарушение норм Закона № 436-ФЗ (если действие не содержит уголовно наказуемого деяния) влечет за собой для юридических лиц наложение значительных сумм штрафа и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В связи с этим игнорировать Закон № 436-ФЗ невозможно, и придется принимать меры по его исполнению.
Необходимо принять управленческие решения на тех участках библиотечной работы, которые попада­ют под действие Закона № 436-ФЗ, а именно: комплектование библиотечного фонда, каталогизация, обслуживание пользователей, организация массовых (зрелищных) мероприятий.

Комплектование и каталогизация
Начиная с 1 сентябрям 2012 г. библиотек должны комплекто­ваться документами, снабженными возраст­ной маркировкой.
Вопросы маркирования информационной продукции в печатных и сетевых СМИ, информационных агент­ствах, электронных периодических изданиях, распространяемых на электронных носителях, разъяснены в рекомендациях, принятых Роскомнадзором и Минсвязи.

«Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции» были утверждены Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531. В них ответственность за оборот пе­чатной (книжной) продукции без знака информационной продукции или с на­рушением положений о возрастных ограничениях возложена в равной степени на распространителя и на производителя.
Ввиду этого библиотекам рекомендуется при заключении договоров с поставщиками печатной продукции включать в эти договоры специальный пункт, который перекладывал бы ответственность за раз­мещение знака информационной продукции на поставщика, а в случае несоблю­дения им этого пункта договора предусматривал требование возместить убытки, понесенные в результате допущенного нарушения.
Поскольку механизмы реализации Закона № 436-ФЗ в отношении возрастной маркировки четко не определены, а согласно его нормам библиотеки участвуют в обороте информационной продукции и несут ответственность за наличие воз­растной маркировки на информационной продукции наравне с издателями и книгораспространителями, нам необходимо организовать проведение классификации печатной и аудиовизуальной продукции, поступившей в библиотеку без соответствующего знака после 1 сентября 2012 г. - даты всту­пления Закона № 436-ФЗ в законную силу.

Из-под действия Закона № 436-ФЗ выведена научная, научно-техническая и статистическая информация, а также информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную и культурную ценность. В связи с этим библиотека сама составляет перечень объектов библиотечного фонда, не под­лежащих классификации, и утверждает его внутренним нормативным актом.

Обязанность по размещению знака информационной продукции следует возложить на отдел комплектования или специалистов, занимающихся комплектованием библиотечного фонда.
Кроме того, комплектаторам необходимо вменить в обязанность рассылку поставщикам уведомлений об обязательности размеще­ния знака информационной продукции на изданиях, поставляемых в библиотеку. При отсутствии такого знака на изданиях, поступающих в библиотеку, сведения о возрастной классификации должны запрашиваться у поставщика, который указы­вает их в сопроводительных документах.
Комплектаторам и каталогизаторам с привлечением специалистов, отвечаю­щих за автоматизацию библиотеки, следует обеспечить наличие знака информа­ционной продукции при создании библиографической записи и формировании электронного каталога библиотеки.

Обслуживание пользователей
Выдача изданий, имевшихся в фондах до 1 сентября 2012 г., должна осуществляться в соответствии с возрастной классификацией.
Печатные издания, имевшиеся в фондах до 1 сентября 2012 г., не требуют на­личия знака информационной продукции. Тем не менее их выдача из библиотечных фондов должна производиться в соответствии с возрастной классификацией. В связи с этим во исполнение норм Закона № 436-ФЗ при обслуживании пользо­вателей печатные (книжные) издания, имеющие указание на целевую возрастную группу, целесообразно соотнести с соответствующими возрастными категориями, предусмотренными п. 3 ст. 6 и обозначаемыми знаками информационной про­дукции в графической форме согласно требованиям, изложенным в п. 1 ст. 12. Издания для дошкольного возраста (0-6 лет) будут соответствовать знаку инфор­мационной продукции 0+, для младшего школьного возраста (7-11 лет) - 6+, для среднего школьного возраста (12-15 лет) - 12+, для старшего школьного возрас­та (16 и старше) - 16+.
Целесообразно также размещать информацию о введенной возрастной клас­сификации информационной продукции на кафедрах выдачи литературы в чи­тальном зале и абонементе.
Доступ детей к информации, распространяемой посредством инфор­мационно-коммуникационных сетей (в т. ч. сети Интернет), организуется в соответствии с требованиями ст. 14, в которой основным условием ее предостав­ления является применение технических и программно-аппаратных средств за­щиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Работ­ники, связанные с обслуживанием пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской чита­тельской аудитории.
Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства мас­совой информации, то в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 346-ФЗ на основном меню сайта обязательно должен содержаться знак возрастной классифи­кации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно.

Массовые (зрелищные) мероприятия
Соблюдать основные положения Закона № 436-ФЗ придется и при организа­ции массовых мероприятий в библиотеке, работа над которыми традиционно начиналась с определения темы, читательского и целевого назначе­ния, формы проведения и т. д. С введением в действие Закона № 436-ФЗ обяза­тельными элементами станут возрастная классификация информации, распро­страняемой посредством зрелищного мероприятия, и нанесение знака информационной продукции при подготовке афиш или иных объявлений о зре­лищных мероприятиях и выставках (п. 6 ст. 11).
При этом сама информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищного мероприятия, наличие знака возрастной маркировки не потребует (подп. 4 п. 4 ст. 11).
Организация кино- или видеопоказа в библиотеках должна осуществляться в соответствии с порядком, разработанным Министерством культуры РФ.
Необходимым условием для проведения зрелищного мероприятия является наличие знака информационной продукции у демонстрируемых кино- или видеофильмов и звуковое сообщение о недопустимости или об ограниче­нии присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий перед началом кино- или видеопоказа.

<Информационное сообщение> Роскомнадзора "Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вместе с "Рекомендациями по применению Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию")

3. При производстве и распространении периодических печатных изданий
Знак информационной продукции указывается: на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.
Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Порядок размещения знака информационной продукции и текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании (утв. приказом Министерства культуры РФ от 16.08.2012 № 893).
3. Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона «О защите дет от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (информационное сообщение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор и Министерства связи и массовых коммуникаций от 04.09.2012).
4. Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите дет от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции (утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531).
5. Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей (утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29.08.2012 № 21.