Родился Петр Семенович Горбань

ПЕТР СЕМЕНОВИЧ ГОРБАНЬ

Любовь к жизни, к отчему краю, пристальное внимание к человеку, его созидательной деятельности – вот наиболее примечательные черты творчества художника Петра Семеновича Горбаня.

Горбань принадлежит к тому поколению, молодость которого пришлась на годы Великой Отечественной войны. Он воевал и только после возвращения из армии получил художественное образование.

Родился Горбань в 1923 году в Ставрополе в бедной многодетной семье жестянщика. С детства увлекся рисованием, участвовал в смотрах, конкурсах и олимпиадах юных живописцев. После окончания средней школы Петр Горбань уходит в армию. В 1947 году поступает в Краснодарское художественное училище и заканчивает его с отличием в 1951 году.

Вскоре он возвращается в Ставрополь. Пишет лозунги, плакаты наглядной агитации, иллюстрирует и оформляет книги для Ставропольского книжного издательства, рисует портреты передовиков и видных деятелей.

Первой его серьезной работой была серия линогравюр «Тяжелые годы» (выполнена совместно с А. С. Муравьевым), в которой отразились впечатления первых послевоенных лет. В это же время он создает картины на актуальные производственные темы о современниках: «Литейщики», «Газовики Ставрополья», «Будни», «Дорожники» и другие. Эти произведения, созданные в 60-е годы, неплохо принимали на выставках разного уровня – от краевых до всесоюзных. В 1968 году Горбань был принят в Союз художников СССР.

Но подспудно росло недовольство собой – в такой работе, в ориентации на заказчика и актуальную тематику терялась индивидуальность мастера. Начался период переосмысления своего творчества, трудного поиска себя, своего «я» в искусстве. Он много работает, осваивает различные жанры. Пишет пейзажи, бытовые этюды, портреты. И вот создана целая серия работ о Ставрополе, где на одной из улиц окраины прошло детство художника. Удивительный мир улочек, старых домов, новостроек, шумных проспектов родного города, жизнь земляков запечатлел Петр Семенович Горбань в полотнах, рисунках, этюдах. Пейзажи «Улица Мира», «Перекресток», «Новые дома», «Крыши», «Пруды», «Дачи» и другие написаны художником, который стремится не только к достоверности изображения, но и дает возможность почувствовать пульс города, его состояние в разное время года и дня. Сравнивая городской пейзаж на картинах Горбаня с сегодняшним городом, мы можем видеть, какие разительные перемены произошли в Ставрополе, как вырос он и похорошел.

Влюбленный в природу, он часто обращается к натюрморту. Окрашенные живой и яркой интонацией работы «Цветы», «Фрукты, освещенные солнцем», «Букет сирени», «Тыква», «Гранаты на белом» радуют своим ритмом, тоном и цветом. В натюрмортах, как и в пейзажах, художник утверждает оптимистический взгляд на жизнь, радость бытия.

Особое место в творчестве художника занимают портреты и бытовые зарисовки. Горбанем создано огромное количество портретных эскизов, исполненных в разной технике. В живописи и графике он запечатлел образы людей разных возрастов и профессий; большинство героев его картин – люди незаметные, ничем не знаменитые, разные по характеру, далекие от канонов красоты. Остро схватывая физиономическое своеобразие лиц, он стремится дать точную характеристику человека, умело раскрывает его психологическое состояние. Люди на его портретах по-разному смотрят на мир; одни – пытливо и настороженно, другие – не зная сомнений, третьи – с иронией или грустью. Выразительно и живо написаны им портреты «Художник сувениров», «Девочка в желтом», «Рита», «Девушка из Светлограда», «Манекенщица» и многие другие.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1982 году в Ставрополе. Зрители увядали совершенно нового, неизвестного им автора. Потом одна за другой – выставки в Тбилиси и высокие отзывы поклонников изобразительного искусства. Особенно восторженные из них – о монументальном полотне «Фашизм» и триптихе «Пять тополей», рассказывающих о трагедиях войны; вернисажи в Орджоникидзе, Черкесске, Москве, Ленинграде. Его натюрморт «Домино», побывавший на одной из республиканских выставок, был опубликован в книге «Натюрморты художников России».

В 1992 году в канун 70-летия художника в Пятигорске состоялась выставка «Библия в графике Петра Горбаня». На ней была представлена большая серия графических листов – около 150, охватывающих отрезок времени от рождения Христа до его вознесения. Рисунки иллюстрируют страницы Ветхого и Нового Заветов, деяний апостолов. Художник прочитывает библейские страницы как вечную драму страданий и смерти, надежды и любви. Прекрасны работы «Иисус», «Каин и Авель», «Бегство в Египет», «Снятие с креста», «Пророк Илия». До боли знакомо звучит картина с изображением разрушенных Иерусалимских ворот. Или укором другая картина – оргии нечестивых жителей города Ниневии. Горбань как бы подчеркивает: падения и утраты постоянно сопутствовали людям, однако они находили в себе силы подняться и вновь обрести веру. «Большое спасибо за "Библию". Я приобщился к духовному, высокому, вечному. Поражен фантазией и мастерством. Такое впечатление, что художник был живым свидетелем всей истории Христа...»; «Очень интересная выставка. Она заставляет задуматься о смысле жизни. Хорошо было бы выпустить Библию с такими иллюстрациями». Это – строки из книги отзывов, написанные посетителями выставки.

В последние годы жизни Петр Семенович Горбань часто болел, все меньше оставалось сил и здоровья. Но и тогда он приходил в мастерскую – «чтобы форму не терять» – и работал. Скончался П. С. Горбань на семьдесят третьем году жизни, 24 ноября 1995 года, оставив нам большое доброе наследие.

// Ставроп. хронограф на 1998 год. – Ставрополь, 1998. – С. 101–103.