Родился Иван Васильевич Кашпуров

И. В. КАШПУРОВ – ПОЭТ  СТАВРОПОЛЬЯ

Иван Васильевич Кашпуров (1926–1997) – ставропольский поэт, чье творчество уже проверено временем. Он родился в селе Калиновском Ставропольского края. Родная Калиновка в окружении степного простора всегда оставалась местом, вызывающим неизменный взлет его творческого вдохновения. Биография Кашпурова характерна для обыкновенного человека советской эпохи. Сын буденовца, перебравшегося с Украины на Ставрополье еще в 1908 году из-за тяжелой нужды и безземелья, он хорошо знал сельский труд и одновременно был пропитан духом тревоги, вызванной гражданской войной и всей последующей жизнью страны. Достигнув призывного возраста, в 1943 году попал на войну и прослужил в Советской Армии до 1949 года. В 1949 году в дивизионной газете Закавказского военного округа и были опубликованы его первые стихи. После демобилизации Кашпуров приехал в Ставрополь. Здесь, по его собственным воспоминаниям, «работал билетным контролером, экспедитором хлебозавода, подчитчиком в газете «Молодой ленинец» и одновременно учился в вечерней школе, а затем в Ставропольском пединституте». В 1952 году он поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, а с 1957 года – снова в Ставрополе и уже навсегда. Сотрудничал в газетах «Ленинское знамя» и «Запорожская правда».

И. В. Кашпуров прошел серьезный путь формирования профессионального поэта, путь постижения не только сложностей человеческой души в ее переживаниях, но и глубины и точности самого поэтического слова. Ранние его стихи эстетически наивны, хотя в них мелькают живые, колоритные образы.

А вокруг работа – полным ходом,
Тракторов не умолкает гуд,
И плуги до края небосвода
За собою борозды ведут...  

(«Осень». 1949)

Мастерство поэта быстро растет, и уже спустя десятилетие в его творчестве появляются произведения, к которым с полным правом можно применить понятие искусство. В первую очередь это стихи о родной земле. В них органичное чувство родственности, любви, понимания естественно создает синтетический образ, где явный традиционный для русской поэзии сенсуализм (от Жуковского, Фета, Есенина) рождает музыку жизни, в которой сливаются звуки земли, воды и воздуха.

Звенел апрель и золотой капелью
Земной планете щекотал бока,
И в лужи окунались, как в купели,
Веселые кудели – облака.
Земля пила настой лучей и влаги,
Настой ветров певучих и тепла
И по утрам пьянела, как от браги,
И пахаря счастливого ждала.

Однако Кашпуров – сын своего времени. В тематике его стихов нередки такие объекты внимания, как революция, партия, Ленин. Ленину посвящена даже целая поэма «Аппассионата». Образ Ленина – тот самый сказочный образ идеального вождя, умного преобразователя, владеющего истиной в последней инстанции, который создавался в легендах официальных властей. В критике тех лет неизменно отмечалась заслуга поэта в его обращении к ленинской теме. Кашпуров не был конъюнктурщиком в полном смысле этого слова, – в поклонении Ленину и его памяти воспитывались поколения, и тема эта ассоциировалась с многовековыми народными мечтами. Безусловно идеализированный образ Ленина связан у Кашпурова с образом земли, с музыкой Бетховена, с мотивами поисков исторической правды, с войной против фашистов. И рядом с расхожими плакатно-стандартными поэтическими ситуациями, характерными для идеологического ура-патриотизма (например, в поэме «Ленинцы» погибшим бойцам Советской Армии ставят памятник с надписью «Ленинцы»), нарисованы фигуры простых людей, добрых и наивных, героических и талантливых, людей, которые своим трудом, своей талантливостью, своей убежденностью врезаются в память гораздо ярче, чем приверженностью к  имени вождя.

Поэзия Кашпурова обращена к историческим этапам жизни страны, к фактам биографии людей, включенных в исторический процесс. Война гражданская обозначена, например, стихотворением «Мать» – материнство здесь осмыслено и как древняя забота огромной земли о ребенке, и как самоотверженность женщины, воюющей ради того, чтобы земля могла остаться матерью для ее ребенка. И даже если учесть современные концепции гражданской войны, отличающиеся от понимания, выраженного в стихах поэта, все равно эти стихи важны: с исторической точки зрения они фиксируют идеологически крепкое убеждение прошлой эпохи, а с общечеловеческой точки зрения – создают замечательный образ материнства, где земля, женщина, мать и ребенок составляют ядро всего земного существования. Времени гражданской войны, становления власти большевиков посвящены также стихи «Земля», «Стихи от  отце», «Село в степи» и другие, где проблемы прошлого и будущего соединяются, подчинившись энтузиазму авторской позиции – все лучшее осуществится, но надо помнить о своих простых героях.

О Великой Отечественной войне поэт пишет, чаще всего используя форму легенды: «Бессмертье», «Ленинцы», «Страшный день», особенно «Тополя». Это позволяет автору держаться той высокой, хотя одновременно и скорбной эмоциональной ноты, которая достойна народной трагедии и народного подвига. И здесь, как и во всем остальном творчестве, Кашпуров отражает великое в малом, в поступках близких людей, в памяти родного села, в переживаниях матери. Говорят, женщина выполняет свое предназначение на земле, если родила сына и посадила дерево. Пять тополей посажены были матерью в память о пятерых убитых сыновьях. И оттого, что дети умерли раньше  матери, ее жизнь кажется невыносимо древней, вечной, а корни и вершины тополей соединяют землю и небо, став знаком спасенной сыновьями жизни.  Героями стихов Кашпурова о войне  чаще всего является простой солдат. Тяготея к лирической монументальности, стихи как будто создают памятник стойкости и бессмертию человека родной страны.

Хутор Светлый... Прямо над дорогою,
Возле хаты, что других белей,
Каждый день верхами небо трогают
Пять пирамидальных тополей.

Интонации «Тополей» разнообразны – от четкой ритмической передачи картины боя до тихой подкупающей трогательности плача. Однако в целом для стихов о войне наиболее характерны все же возвышенно торжественные ноты, создающие прославляющий ораторский стиль.

И. В. Кашпуров – один из тех поэтов, чье творчество тесно связано с «малой родиной». «Родного неба милый свет» (В. А. Жуковский) поэт ощущает всегда – вспоминает ли босоногое детство, торопится ли в свою Калиновку на студенческие каникулы, бросает ли взгляд на просторы беcкрайних степей, шагает ли по улицам Ставрополя, слышит ли за границей русскую песню «Калинка». Он, действительно, патриот Ставрополя. Это ему принадлежит полюбившееся всем определение – «Ставрополье – синий край России», это он убеждает, что «не за морями чудо».

Край родимый дороги простер
Полевые, знакомые с детства.
Я их с гордостью принял в наследство,
Словно старый родительский двор.

«Пахнут яблоки», «Липы», «Ставрополье», «До света», «Тяга земли», «Окоем» (венок сонетов), «Праздник», «Стрижамент», «Степь», «На Домбае», «Ставрополь» и много еще других стихотворений говорят о любви к своим местам, к природе Ставропольского края, одновременно и могучей, и доброй,  многоцветно яркой и изобильной.

Поэзия И. В. Кашпурова открыто питается источником устной народной речи, она сочетает в себе разговорность интонации, простоту почти полной безметафоричности с напевностью, сказовостью, традиционностью ритмики и строфики. Поэт не был экспериментатором в сочинительстве, он брал тот пласт речи, который свойственен  среде, его взрастившей, т. е. русскому ставропольскому селу, речи повседневной, существующей  рядом, но зато и прочной в своем постоянстве. В этом можно увидеть и слабость, и силу поэзии Кашпурова. В этом же и ее право на существование.

Наше время – сложный путь исканий, мир теряющегося слова, когда простая поэтическая речь кажется устаревшей, когда стихи стараются писать прозой, а ритмы не складываются в гармонию, спотыкаясь и перебиваясь в сумасшедшем абсурдном движении. В этом антимире слова можно отыскать смысл лишь в том случае, если сохраняется память о слове чистом, спокойном и прямом, – о том поэтическом слове, которое адекватно и непосредственно выражает мысль, а мысль связана с утверждением простых общечеловеческих ценностей. Поэтому обращение к поэтическому наследию недавнего прошлого, обращение к поэзии предыдущих лет полезно всегда.

Быть добрым и честным, хранить заветы отцов, быть благородным и внимательным в отношениях с женщиной, любить свою Родину, большую и малую, уметь видеть исконную природную красоту, – вот далеко не полный перечень тех жизненных позиций, которые составляют нравственный арсенал поэзии Ивана Васильевича Кашпурова. О них он пишет искренне и просто. Кашпурову принадлежит много поэтических сборников: «Дыхание степи» (1956), «Над серыми курганами» (1958), «Родины почетный сталевар» (1959), «Мои позывные» (1961), «Крылья» (1964), «Версты» (1967), «Обновление» (1968), «Осенний снег» (1969), «Певучие травы» (1972), «Не за морями чудо» (1973), «Степные флейты», «Дарую степь», «Даль полынная», «Песня Калиновке», «Высокий свет» (все в 1980-е годы) и другие. Переводился на многие языки мира (английский, польский, монгольский, болгарский, языки народов бывшего СССР).

С 1979 по 1987 год И. В. Кашпуров работал ответственным секретарем Ставропольской краевой писательской организации, был заслуженным работником культуры РСФСР. Умер в  1997 году.

Т. К. Черная

// Ставропольский хронограф на 2001 год. – Ставрополь, 2001. – С. 109–114.