Родился Коста Леванович Хетагуров

КОСТА  ЛЕВАНОВИЧ  ХЕТАГУРОВ

Я счастия не знал, но я  готов свободу,
Которой я привык,  как  счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

К. Хетагуров

Имя осетинского поэта Коста Хетагурова, автора этих поэтических строк, неразрывно связано со Ставрополем. Почти двадцать лет прожил он здесь. Коста называл Ставрополь своей второй родиной, отдавая дань уважения всем людям, с которыми свела его судьба в этом южном городе, всем, кто были его педагогами в гимназии и учителями в жизни, друзьями и коллегами, героями его произведений и почитателями его многогранного таланта. К. Хетагуров отчетливо понимал, что именно здесь он сформировался как поэт, публицист, художник, здесь определились его творческие устремления и жизненная позиция.

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном осетинском ауле Нар, расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце Главного Кавказского хребта.

Родители его Мария Гавриловна Губаева и Леван Елизбарович Хетагуров принадлежали к сильным, влиятельным горским фамилиям. Но  это обстоятельство  не  освободило  Коста от  многих невзгод уже в младенческие годы. Он рано лишился матери и воспитывался отцом, который почти всю жизнь прослужил в русской армии и лишь на склоне лет в чине подпоручика вышел в отставку. 

Леван Елизбарович воспитывал сына в спартанском духе. Он мечтал подготовить Коста к военной карьере. Понимая необходимость обучения, он добился недоступного простым горцам права – дать сыну среднее образование и получил разрешение учить его в русской школе.

Будущий поэт учился в Нарской церковноприходской школе и Владикавказской прогимназии, где у Коста обнаружились способности к литературе и живописи. В 1871 г. он был принят в лучшее по тому времени на Северном Кавказе учебное заведение – Ставропольскую мужскую классическую гимназию. Здесь, благодаря чуткости и вниманию со стороны учителя рисования В. И. Смирнова, призвание Коста развилось. Стихотворения юного поэта читались на гимназических вечерах, а рисунки в 1877 году были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений.

Еще до окончания гимназического курса по совету художника В. И. Смирнова в 1881 году Коста сдавал экзамены в Петербургскую императорскую академию художеств и, блестяще выдержав конкурсные испытания, стал студентом.

Три года спустя К. Хетагурову перестали высылать стипендию и он, пробыв в академии еще около года, оказался вынужденным уехать во Владикавказ. Здесь основным его заработком стало выполнение заказов по живописи. Кроме того, он занялся многообразной общественно-культурной и литературной деятельностью, которая была совершенно необычной для провинции, привлекала к нему симпатии народа, вызывала одобрительные отклики в кавказской печати.

Много сил уделял он литературному творчеству на осетинском и русском языках. Осетинской прессы тогда не существовало, поэтому произведения Коста Хетагурова, написанные по-осетински, распространялись в рукописях. Свои же русские произведения поэт публиковал в ставропольской частной газете «Северный Кавказ».

В 1889 году Коста принял участие в открытии памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске и выступил на этом торжестве с речью от имени осетинской молодежи. Свою речь поэт начал словами, обращенными к Лермонтову:

«Великий торжествующий гений!

Подрастающее поколение моей родины приветствует тебя, как друга, учителя, как путеводную звезду в новом своем движении к храму искусств, наук и просвещения».

По поводу этого выступления газета «Северный Кавказ» писала: «Художник Хетагуров, напомнив собранию лермонтовского Пророка, между прочим высказал, что пусть этот праздник послужит стимулом нашего возрождения к лучшему, честному, доброму, пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде».

В январе 1891 года во Владикавказе неожиданно был закрыт женский приют, где девочки – горянки могли получить начальное образование. Осетинская интеллигенция выступила с протестом. Коста Хетагуров организовал письменное прошение святейшего Синода.

Решение о закрытии школы было отменено, но Хетагуров, названный «бунтарем», по распоряжению начальника Терской области генерала Каханова был выслан в Карачай сроком на пять лет.

Трудное время настало для Коста: выключенный из общественной жизни, он пережил здесь и трагедию неразделенной любви, и горечь утраты самого близкого человека – отца.

В марте 1893 года Коста удалось перебраться в Ставрополь. «…Я переехал в Ставрополь. Трудно себе представить с какой горячностью я отдался там самой разнообразной общественной деятельности», – писал он А. Цаликовой.

С его приездом запестрели афиши, приглашающие в Народный дом на спектакли, благотворительные вечера, концерты. Газета «Северный Кавказ» сообщала в те дни: «… вечер прошел очень оживленно, из чтецов особенно обратил на себя внимание Хетагуров, прочитавший собственное произведение «Перед судом».

В другой информации – сообщение о концерте памяти П. И. Чайковского, где Коста читал свое стихотворение, посвященное великому композитору. Сцену украшал портрет П. И. Чайковского, написанный Хетагуровым специально к этому событию.

В Ставрополе Коста читал лекции на естественнонаучные и исторические темы в воскресной школе; ставил спектакль по пьесе А. Н. Островского «Бедность – не порок», к которому сам писал декорации; организовал первый детский театр и кружок изящных искусств. Главным же делом его была работа в газете «Северный Кавказ», где он выполнял сначала обязанности технического секретаря редакции, а затем стал редактором.

В 1895 году бесплатным приложением к этой газете вышел сборник его стихов, написанных на русском языке.

Так К. Хетагуров из безвестного провинциального поэта превратился в видного литературного и общественного деятеля своего времени, а также в ведущего кавказского публициста в русской периодике.

Его страстные публицистические произведения печатались в петербургских газетах «Сын Отечества» и «Санкт-Петербургские ведомости».

После опубликования в одной из них статьи «Неурядицы Северного Кавказа» начальник Терской области генерал Каханов возбудил перед правительством ходатайство об изгнании Коста Хетагурова с Кавказа «во избежание преступных между осетинами событий и для успокоения умов местного населения». Опальный поэт был выслан в Херсонскую область.

В Херсоне Коста узнал о выходе в свет сборника своих стихотворений на осетинском языке «Ирон фандыр» («Осетинская лира»). Это было исключительное по своей значимости и последствиям событие в истории осетинской национальной культуры.

Сборник «Ирон фандыр» стал книгой всенародного чтения. Как явление в духовной жизни нации восприняла это событие осетинская интеллигенция. И вместе с осетинами ему радовались соседние народы.

Радость эта была подчеркнута и самой датой выхода книги в свет. Она была выпущена 6 июня 1899 года, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина.

Отныне осетинский народ, имевший до сих пор на родном языке только богослужебные книги, получил прочную основу для развития своей художественной литературы.

Но сам автор, получив сборник, тяжело пережил бесцеремонное обращение цензуры и редактора с его произведениями. «Ты отравил мне все удовольствие, на которое я рассчитывал с получением книжки, – писал К. Хетагуров редактору Баеву. – Если бы я теперь имел возможность собрать все издание, я бы собрал и сжег бы его, чтобы не осталось и следа».

В херсонской ссылке поэт пробыл около года. Там он начал работу над поэмами «Хетаг» и «Плачущая скала», посвященными темам исторического прошлого своего народа.

В то же время своими статьями в кавказских газетах поэт продолжал участвовать в общественной жизни родного края.

Весной 1900 года К. Хетагуров переехал в Пятигорск, где была поставлена его пьеса «Дуня».

Через год Коста вновь поселился в Ставрополе и стал ведущим сотрудником газеты «Северный Кавказ». Заметки К. Хетагурова «По городу», корреспонденции, статьи и фельетоны своей боевитостью, разнообразием тем, живым языком снова подняли престиж газеты.

Накануне 1902 года поэту было разрешено вернуться в Осетию, и он приехал во Владикавказ. Как долго он ждал этой встречи со своей родиной. Но силы, подорванные гонениями и лишениями, которыми была полна вся жизнь Коста, стали изменять ему.

В середине 1903 года поэт оказался прикованным к постели тяжелым недугом. Сестра перевезла Коста в с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области, где провел последние годы жизни и умер отец.

Земляки Коста всячески старались поддержать его добрым словом и теплым приветом, направляли к нему ходоков.

1 апреля 1906 года Коста Хетагурова не стало. Родственники похоронили его в с. Георгиевско-Осетинском. Но по настоянию осетинского народа прах поэта был перевезен во Владикавказ и торжественно погребен на самом почетном месте, в ограде бывшей осетинской церкви.

История возложила на Коста Хетагурова великую миссию основоположника родной литературы и осетинского литературного языка. И справился он с ней блестяще. Такая трудная роль под силу только человеку, обладавшему огромным художественным дарованием, светлым умом, энергией, большим любящим сердцем поэта-гуманиста.

15 октября 1959 года в день 100-летия со дня рождения Коста Хетагурова в Ставрополе был открыт памятник поэта скульптора Ф. Перетятько.

Ставропольскому периоду жизни Коста Хетагурова посвящена мемориальная экспозиция в музее истории города, расположенном в доме, который принадлежал большому другу и учителю поэта художнику В. И. Смирнову.

Т. Ф. Головкова

// Ставропольский хронограф на 1999 год. – Ставрополь, 1999. – С. 187–193.