Родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

ЖИТЬ ТЫСЯЧЬЮ ЖИЗНЕЙ…

Каждая книга является живой совестью его автора.

                    Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот настоящая жизнь и настоящее счастье», – творческий девиз писателя-уральца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Автор романов, повестей, рассказов, неутомимый в своем писательском поиске человек, он прожил многие сотни жизней своих героев – людей дореволюционного Урала.

В интервью журналистам И. Бунин сказал, что «Мамин-Сибиряк – оригинальный самобытный талант, чрезвычайно умный». Родился он в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии. «Мое детство прошло в далекой глуши Уральских гор, захватив последние годы сурового крепостного режима, окрашенного специально заводской жестокостью»,  – так писал о себе будущий прозаик, драматург.

Он учился в Екатеринбургском духовном училище (1866 – 1868), затем в Пермской духовной семинарии (до 1872 года). «Нужно было много лет, много страшного труда, чтобы вытравить все то зло, которое вынесено мной из бурсы, и чтобы взошли те семена, которые были заброшены давным-давно в родной семье», – писал Мамин-Сибиряк. В этом же году он поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии, бывшей в то время одним из центров свободомыслия.

Общее стремление передовой молодежи к общественной деятельности коснулось и Дмитрия Наркисовича. В 1874 году за ним был установлен негласный полицейский надзор. Стремление к свободе, самостоятельности рождает в душе Мамина-Сибиряка большие, смелые мечты о будущем. «В минуты неприятные я не предаюсь унынию и отчаянию, какая-то энергия особенная рождается в душе, и каждая удача как бы дает новые силы», – вспоминал студент о своей жизни в Петербурге.

В 1876 году, не окончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступил на юридический факультет Петербургского университета. Весной 1877 года из-за материальной необеспеченности и расстроенного здоровья Дмитрий Наркисович был вынужден оставить университет.

С 1877 по 1891 годы жил на Урале, в Екатеринбурге, с 1891 года – в Петербурге и Царском Селе. Печатать свои произведения он начал в студенческие годы. Мамину-Сибиряку хотелось написать живую, красочную историю Урала, со многими героями и их судьбами. В воображении писателя возникали яркие картины прошлого Урала. Еще будучи студентом, он начал путь в литературе с рассказов о жизни Урала.

В восьмидесятые годы опубликовал романы о жизни Урала: «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884), «Жилка» (1884), «Три конца» (1890), «Золото» (1892), «Хлеб» (1895). Главная тема его произведений – власть капитала над душами людей. Жажда наживы определяла поведение большинства персонажей. Романы – это огромная по своим масштабам эпопея народной жизни. Его творчество проникнуто любовью к людям труда и ненавистью к господствующим классам. Мамин-Сибиряк писал об артистической, талантливой работе уральских мастеровых. Обдумывая свои произведения, автор углублялся в историю горного и заводского дела, прослеживая их становление на Урале, возвышение и падение династий промышленников.

Интересы писателя не ограничивались уральской тематикой: в романе «Именинник» (1887) был изображен тип «лишнего» человека последней четверти века, в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко» (1894) отражена жизнь петербургских репортеров. Мамин-Сибиряк много работал в жанре очерка, продолжая традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского.

Перу Дмитрия Наркисовича принадлежит пьеса «Золотопромышленники» (1887). Интерес писателя к этнографическим изысканиям нашел выражение в написании легенд «Баймаган» (1886), «Лебедь Хантыгая» (1891), «Майя» (1892).

«Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», – говорил Мамин-Сибиряк издателю журнала «Детское чтение», педагогу Д. И. Тихомирову. Писателя особенно привлекали маленькие читатели с их неуемным интересом ко всему, что видится вокруг, с настойчивым стремлением понять свое место в жизни. Вспоминая о роли книг в его собственной жизни, он отмечал: «Книга является для ребенка окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки». Он сравнивал книгу с солнечным лучом, «который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту почву семян».

Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Рассказ «Емеля – охотник» (1884) получил вторую премию Фребелевского педагогического общества в 1884 году. В ранних рассказах и очерках для детей определяются главные темы: труд, природа, ее защита, воспитание гуманизма, историческая тема. За рассказ «Зимовье на Студеной» (1892) писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт-Петербургского комитета грамотности. В 90-е годы Мамин-Сибиряк напечатал в журнале «Детское чтение» свыше шестидесяти произведений для детей.

Вышли в свет отдельные сборники «Сказки и рассказы для детей младшего возраста» (1895), «Аленушкины сказки» (1896), «Зарницы» (1897), «Рассказы и сказки в двух частях» (1897, 1898), «По Уралу» (1899).

Сказочные произведения Мамина-Сибиряка воспроизводят подлинный мир природы. Они знакомят с повадками, образом жизни, поведением зверей, птиц, насекомых. В сказках мир природы приближен к маленькому читателю.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был интересным, самобытным, колоритным, неповторимым человеком. Художник Илья Ефимович Репин рисовал с него образ одного из запорожцев.

В 1902 году Д. Н. Мамин-Сибиряк посетил Кисловодск со своими друзьями – писателями Н. К. Михайловским и Ф. Ф. Фидлером. Об этом путешествии он написал в рассказе «Погибельный Кавказ», опубликованном в издании «Юная Россия» за 1906 год, а затем с иллюстрациями С. И. Панова в сборнике «Старинка и новинка».

В Кисловодск он приехал 20 июля. «Город чудесный, красивый, разметавший свои улицы по крутым берегам горной речки. Общий вид великолепный, а вокзал мог бы украсить любую столицу. Все куда-то торопятся, толкают друг друга, точно боятся опоздать на пожар собственного дома. Устроиться во время лечебного сезона в Кисловодске довольно трудно. Мы разыскали наконец маленькую комнату, упиравшуюся единственным окном в стену соседнего дома. До Курзала (автор, описывая здание Нарзанной галереи, ошибочно называет его Курзалом (Курзал – это театр) от моей квартиры было «рукой подать». Здание Курзала представляет собой собственно одну длинную и широкую галерею, по которой боковые коридоры вели в отдельные ванны. В конце этой галереи была устроена каменная балюстрада, всегда окруженная «чарующими движениями воды», это и был нарзан».

В театре он был на спектакле «Бой бабочек» Г. Зудермана с участием В. Ф. Комиссаржевской.

Вместе с Михайловским и Фидлером писатель побывал у подножия Машука на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. «Я был на месте этой роковой для всей России дуэли. Чудесный, красивый вид, а на месте дуэли памятник безвременно погибшему поэту. Кругом широкая поляна, точно окропленная, как живыми слезами, яркими южными цветами».

Путешествие продолжили по Военно-Грузинской дороге до Владикавказа. «Кругом горы, и сидишь на дне какого-то котла. Представить себе высоту Кавказских гор заочно очень трудно, и просто не веришь глазам, и потом эти кручи начинают довлеть. Наши Уральские горы по сравнению – маленькие холмики» (из письма к матери).

В конце рассказа «Погибельный Кавказ» автор отметил: «Мне очень бы хотелось пожить в таком орлином гнезде, чтобы присмотреться к жизни вольных детей горной пустыни, но приходится ехать мимо и полюбоваться только издали. Такая уж судьба всех путешественников, которым приходится довольствоваться только мимолетными впечатлениями и ехать вперед, куда ведет дорога-мачеха».

Осенью 1902 года Мамин-Сибиряк переехал на жительство в Царское Село, где его жизнь протекала в уединенных трудах.

Россия на переломе… Это главная мысль, проходящая через четыре тома сборника «Сибирские рассказы». Этим произведением автор завершил свой большой труд по изображению сложного пути России в будущее на примере жизни Урала и Сибири в пореформенную эпоху. Жизнь Дмитрия Наркисовича была трудовой, вначале – газетного репортера, а потом – известного писателя.

25 октября 1912 года писателю исполнилось шестьдесят лет. Всероссийское литературное общество прислало ему адрес. «Давно Ваше имя стало дорогим широкому кругу Ваших читателей. Тепло и любовно описывали Вы жизнь далеких маленьких людей, ставших нам близкими и понятными в художественном воплощении внимательного и зоркого наблюдателя. Вы приобщали уральскую окраину к общей русской жизни единением интеллектуальных и духовных интересов. Везде – свет и тени и много поучительного в Ваших повествованиях, в вечной борьбе между исканиями наживы и человеческими чувствами. Ярко светится в Вас искреннее чувство и душевная чистота в общении с природой, которую Вы так чудесно умели описывать, с детским миром, который не потому ли Вам так близок и доступен, что сердцем Вы были и оказались чистым наперекор всем жизненным испытаниям».

Всего неделю пережил Дмитрий Наркисович свой юбилей. В ночь с первого на второе ноября 1912 года он скончался. Его похоронили на кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой Гончарова. Юбилейные статьи сменились некрологами.

Когда писатель чувствует свою связь с народом – это дает ему красоту и силу. Мамин-Сибиряк открыл своими произведениями целую область русской жизни и продолжает жить в сердцах своих читателей.

Т. Н. Кузьменко

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 212–216.