Родился Николай Александрович Филимонов

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФИЛИМОНОВ

Бесконечно длинной и тяжелой была петроградская зима 1920 года. Когда морозы, наконец, начали сдавать, в одной из запустелых и неотапливаемых аудиторий политехнического института собрались студенты старших курсов, которые с энтузиазмом восприняли постановление Совета Народных Комиссаров организовать ускоренный выпуск специалистов для народного хозяйства.

В ноябре 1921 года ставрополец Николай Филимонов в числе студентов срочного выпуска успешно защитил дипломный проект и получил звание инженера-строителя. Ему предлагали остаться в институте для продолжения научной работы, но юноша рассудил иначе: раз учился строить, значит, надо идти на производство, только там можно получить практический опыт…

Вспомнил, как студентом второго курса в 1913 году он приехал в родной Ставрополь и явился в управление строительства железной дороги Армавир – Ставрополь – Дивное («Туапсинки», как ее называли). Трассировка, а затем и сложные работы по возведению насыпей, мостов, борьба с оползнями дали Николаю строительный опыт, который нельзя получить ни в одном институте.

Правда, сооружение «Туапсинки» велось из рук вон плохо: толстосумы из акционерного общества и вороватый подрядчик больше кутили, чем строили. Но теперь, получив диплом инженера, Николай с радостью подумал, что ему не придется работать на подрядчиков – их время миновало.

Волховстрой был первой крупной стройкой советского времени, и здесь впервые искали и внедряли не только новые технические способы, но и новые формы организации труда. Николай Александрович стал прямым участником ломки старых производственных отношений: отмирали артели, создавались бригады. На Волховстрой в качестве инженеров и техников съехалось много молодежи, люди с энергией и непреклонной верой в будущее. Новые советские кадры только начинали расти. Молодая республика использовала знания старых специалистов. Среди них были Г. М. Кржижановский, академики Б. Е. Веденеев, А. В. Винтер, профессор Г. О. Графтио, крупнейший специалист по строительству железных дорог А. В. Будасси.

С большой теплотой вспоминал Николай Александрович своих первых учителей, трудовые будни гигантской по тому времени стройки. Волховстрой был надеждой всей республики, особенно питерских рабочих. От ленинградцев шли многочисленные письма, обращения, советы. На стройку неоднократно приезжали делегации, чтобы посмотреть своими глазами, как продвигается дело. Еще в самом начале 20-х годов газеты писали: «Когда Волховстрой будет достроен и даст энергию Питеру – это будет чудо». Чудо произошло 19 декабря 1926 года.

«В день торжественного открытия Волховской ГЭС мы, молодые инженеры, которым доверили ответственные участки, особенно почувствовали, как открывается для нас новый мир, крепнет вера в успех социализма, как возросли наши знания, удесятерились силы, пробудились способности!» – вспоминал Николай Александрович.

Он достал из альбома старую фотографию, запечатлевшую С. М. Кирова среди строителей Волховской ГЭС. Тогда на митинге Сергей Миронович с гордостью заявил: «Волховская гидроэлектростанция еще ярче осветит начатый нами в Октябре великий путь».

Для молодого инженера Н. А. Филимонова открывался необыкновенно радостный простор, который и привел его на Волгу, на строительство крупнейшего целлюлозно-бумажного комбината. В стране ощущалась колоссальная нехватка бумаги. Нужен был свет не только электрический, но и свет знаний.

«Работы на Балахне близились к окончанию, как вдруг я получил от главного инженера Днепростроя Б. Е. Веденеева лестное и почетное приглашение на должность прораба силовой станции и плотины правого берега, – рассказывал Николай Александрович. – Туда, на Днепрострой – самую большую, самую притягательную стройку первых пятилеток собирались лучшие инженерные и рабочие кадры Советской страны. Надо ли говорить, что и на этот раз моя трудовая, творческая биография продолжала складываться необыкновенно счастливо. Это открыло мне путь для приложения знаний и опыта на Свирьстрое, Волго-Доне…»

В послевоенные годы Н. А. Филимонов как заместитель главного инженера Главгидроволгодонстроя оказался в самой гуще работ по созданию Цимлянского гидроузла, шлюзов и водохранилищ на Дону. С увлечением и полнейшей самоотдачей трудился он в тесном содружестве с выдающимся советским гидротехником, а впоследствии академиком Сергеем Яковлевичем Жуком. В числе двенадцати строителей Волго-Дона, ставших Героями Социалистического Труда, был и Н. А. Филимонов.

Потом был Волго-Балтийский канал, а летом 1955 года, будучи главным инженером Красноярской ГЭС, он с большой группой изыскателей выехал на Енисей. «Было составлено проектное задание, определились контуры одной из мощнейших гидростанций планеты, – с радостью вспоминал Николай Александрович. – Ну, а как осуществляется проект в деле, могут рассказать теперь сами герои Енисея, строители Красноярской ГЭС».

В конце 1959 года Н. А. Филимонов перешел на преподавательскую работу – возвратился в Ленинградский политехнический институт, откуда много лет назад ушел на производство. Профессор заведовал кафедрой гидротехнического факультета, передавал свой богатейший опыт молодежи.

Помню, как вместе с Николаем Александровичем и его женой Ниной Евгеньевной мы долго рассматривали документы, фотографии, памятные реликвии – свидетельства истории советского гидростроительства. Николай Александрович продолжал пытливо расспрашивать о Ставрополе – городе своей юности.

22 декабря 1970 года, когда страна отмечала юбилей – 50-летие плана ГОЭЛРО, Министерство строительства электростанций СССР собрало его составителей и строителей первых электростанций. Ветераны встретились в Москве и вспоминали первые годы тех «пяти десятилетий, которые могут быть приравнены к векам».

Держа в руках сохранившийся юбилейный пригласительный билет, Николай Александрович как бы подытожил свой рассказ: «Наши мысли обращены не только к прошлому, они обращены к нашей смене. У молодых инженеров завидное будущее. Чудесные дали открывает перед ними завтрашний день, и счастливы те, кому завтра жить, работать, строить».

В. В. Госданкер

// Ставропольский хронограф на 2004 год. – Ставрополь, 2004. – С. 29–31.