Родился Николай Федорович Санжаров

НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ САНЖАРОВ

Сколько талантливых людей вокруг! Один из них – наш земляк Николай Федорович Санжаров. Эта фамилия известна каждому в нашем городе и крае. Это один из ведущих скульпторов России. В его работах в бронзе, граните и мраморе отражена история Ставрополья, воспеты образы героев прошлого и нашего времени. Сколько сил, энергии, фантазии вложено в его творения! Это памятники юным защитникам Отечества, воинам-интернационалистам, мемориал «Холодный родник» и многие другие.

Мы сидим в мастерской скульптора-монументалиста Николая Федоровича Санжарова. Вокруг – множество бюстов, эскизов, рисунков…

И мой первый вопрос Мастеру: «Как все это начиналось?»

Начиналось все еще в детстве. Проходя мимо школы, он увидел в окно, как дети что-то рисуют. Девочка показала ему свой рисунок рыбки цветными карандашами. Он ему так понравился, что дома он нарисовал тоже рыбку, но уже золотую.

Это был первый толчок к творчеству. Ему понравилось рисовать, были куплены краски и карандаши. Перед ним приоткрылся путь к творчеству, к фантазии и красоте.

…Трудное послевоенное детство в селе Тищенском Ставропольского края.

Отец Федор Афанасьевич пришел с войны без ноги и работал сторожем. В семье – четверо детей. Пахали на коровах. Матери Ксении Ивановне досталась тяжелая судьба, она пережила коллективизацию, войну, послевоенную разруху. Коля был звонарем в церкви, бил в рельсу, звал людей на службу. Время послевоенное было тяжелое, голодное. Коля на лошади возил отцу еду за 7–8 километров. Однажды он выехал после дождя. Выехал и залюбовался пейзажем. Блестела зелень после дождя, солнце пронизывало деревья своими яркими лучами. Все сверкало и переливалось. Мальчик впервые увидел такую красоту, и от восторга закричал. Это был второй толчок к творчеству. Когда Коля учился в школе, он со всей страстью увлекся поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова. С удовольствием читал его стихи.

В газете «Молодой ленинец» было напечатано объявление о конкурсе, посвященном М. Ю. Лермонтову. Он послал на конкурс в Ставрополь четыре рисунка по произведениям поэта. В газете появилось объявление, что он получил третью премию – сто рублей. В 50-е годы это была огромная сумма для ребенка. После окончания школы Санжаров с увлечением учился в Краснодарском училище живописи, затем в Ростове-на-Дону в художественном училище им. М. Б. Грекова на скульптурном отделении. Окончил училище с красным дипломом. Его дипломная работа «Целинница» была признана лучшей работой за всю историю училища.

Настоящую школу мужества Санжаров прошел в Воздушно-десантных войсках, затем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Его учителем был народный художник СССР М. К. Аникушин. На институтском конкурсе, посвященном 50-летию Советской власти, он получил первую премию за работу «Вдова», которую автор считает лучшей в своей творческой жизни. Он изобразил женщину-вдову, прижавшейся к худой корове-кормилице. По этой скульптуре можно прочитать всю историю женщины, потерявшей мужа на войне, когда корова осталась единственной надеждой. За годы учебы в институте на конкурсных выставках Санжаров постоянно получал премии за свои талантливые произведения. Он был участником выставок «Зоны Юга» в городах Ставрополе, Краснодаре, Орджоникидзе и других. Николай познакомился с работами великих мастеров Возрождения, с современным искусством.

Приехав в Ставрополь, он работал как скульптор, художник, педагог, преподавал скульптуру в Ставропольском художественном училище. В 1968 году Николай Федорович выбрал для работы самые крупные исторические объекты – доваторцев и Холодный родник. На Холодном роднике находятся братские могилы погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Скульптор изучал материалы краеведческого музея, по устным рассказам свидетелей тех лет он представляет все, что происходило в то время. Было решено взяться за мемориальный комплекс. У скульптора возникла идея – сделать памятник в виде рук, которые тянутся вверх, как души убиенных. Эскиз был принят и утвержден комиссией, но затем главный архитектор края М. Д. Казачков отверг начальный вариант и предложил показать расстрел человека. И возник огромный монумент человека со связанными руками, но непокоренного. Этот памятник и сегодня олицетворяет несломленного и непобежденного человека.

В 1942 году на Ставрополье были организованы три кавалерийских полка и направлены в Подмосковье под командование генерала Доватора. Эти полки с боями дошли до Берлина. Решено было в честь героического подвига этих воинов возвести памятник. Николай Федорович решил сделать стелу в виде трех клинков, взмывающих ввысь на тридцатиметровую высоту. А также рельеф из меди с рассказом об этих славных подвигах. Одновременно скульптор работал над мемориалом «Холодный родник». В 1975 году памятник был сооружен. Сорок три предприятия города работали над созданием памятника. И наконец – открытие. Это было незабываемое торжество, в котором приняли участие многие коллективы. Монумент стал символом города. Оба памятника были открыты ко Дню Победы – 9 мая. (Памятник был восстановлен 20 января 2012 года на пересечении ул. Доваторцев и Южного обхода).

На Всесоюзном конкурсе на памятник М. Ю. Лермонтову скульптор одержал победу. Члены комиссии присудили эскизам Санжарова вторую и третью премии с правом сделать памятник. Первая премия не была присуждена никому. Глава краевой администрации Е. С. Кузнецов пришел в мастерскую скульптора, познакомился с эскизами и предложил к 180-летию со дня рождения поэта сделать памятник. С детства скульптор знает и любит поэзию М. Ю. Лермонтова. Он цитирует многие его стихи, в том числе его сказку о купце Калашникове, которую выучил почти наизусть. Николай Федорович работал с таким увлечением, что не замечал, как летело время и, увлекшись, мог работать до 2–3-х часов ночи. В этой скульптуре он выступил как скульптор и архитектор. Изучая творчество поэта и его характер, Мастер понял, что надо изобразить его в движении. Теперь в день рождения поэта сотни людей приходят к памятнику и читают его стихи, звучит музыка, созданная на слова поэта.

Поражает мужественное и красивое лицо героя войны 1812 года генерала Ермолова, изображенное в бронзе. Он был наместником царя на Кавказе, охранял южные рубежи России, построил и создал много полезного. На Кавказских Минеральных Водах построил много лечебниц для раненых солдат и офицеров. Александр Грибоедов говорил о нем: «Генерал Ермолов – ум и совесть русского народа». Скульптура представляет собой бюст-памятник. На гранитной круглой колонне находится бронзовое изваяние.

Во время войны погибло свыше 10 тысяч детей и подростков Ставропольского края в возрасте до 17 лет. В 1996 году по инициативе В. Я. Мавзолевского, председателя краевого комитета юных защитников Отечества, был сооружен памятник. Во время войны он был сыном полка. Для памятника скульптор выбрал композицию – Родину-мать в виде Древа жизни. Дети как ветви окружают мать и с одной стороны – ищут защиты у нее, а с другой – защищают ее. И теперь у Дворца детского творчества возвышается памятник юным защитникам Отечества. Он был создан благодаря поддержке главы г. Ставрополя М. В. Кузьмина и является пока единственным памятником юным защитникам Отечества в России.

Большой вклад в социально-культурную жизнь Ставропольской губернии внес генерал-губернатор Н. Е. Никифораки. Греческая диаспора г. Ставрополя стала инициатором создания этого памятника. Скульптор изучил литературу о Никифораки и изобразил генерал-губернатора на высоком постаменте, который движением руки приглашает гостей в свой город.

Большим этапом в творчестве скульптора стал памятник воинам-интернационалистам. Он представляет собой композицию из двух вертикальных стел с горизонтальными остриями. На остриях застряла фигура солдата с автоматом. Верхняя часть солдата – это мажор, надежда, нижняя – это минор – подкошенные ноги, смерть. Окружают солдата две полукруглые стены с фамилиями погибших. В 2008 году у памятника была создана Аллея Вечной Славы, где на барельефах изображены шестнадцать Героев России и стена с фамилиями погибших во второй чеченской войне. Вторая часть памятника была разработана вместе с архитектором А. А. Леоновичем. В мастерскую Мастера приезжали родители, вдовы, боевые друзья, чтобы подтвердить сходство героев. На постаменте высечены слова «Не повторите этого, люди!»

Много новых планов и задумок у Мастера. Он показал мне эскиз памятника командиру Хоперского казачьего полка Конону Устинову. Именно он и его полк основали на месте Ставрополя первое поселение, заложили Ставропольскую крепость и защищали ее от горцев. На эскизе памятника – Конон Устинов на коне, командир плеткой указывает место сооружения крепости. На постаменте изображен рельеф с казаками. Есть в мастерской замечательный бюст матери Николая Федоровича – Ксении Ивановны. Чувствуется, что эта простая русская женщина много поработала на своем веку, видела и хорошее и плохое, но не сломилась, выстояла.

Это эскиз скульптуры, а оригинал является собственностью Краевого музея искусств. Здесь же – оригинальный эскиз памятника Григорию Потемкину-Таврическому, разработчику Азово-Моздокской линии, а также несколько вариантов памятника ставропольцам, погибшим при ликвидации ядерных аварий и катастроф. Творчество Санжарова пронизано любовью к Родине, ее героической истории. К таким памятникам относятся памятник легендарному генералу Д. М. Карбышеву, которым скульптор воспевает несломленный дух российского народа, а также архитектурно-скульптурная композиция «Защитникам правопорядка Ставропольского края», посвященная милиционерам, погибшим при исполнении профессионального долга с 1920 года.

Он создал бронзовые портретные барельефы для Аллеи почетных граждан г. Ставрополя: Г. Н. Прозрителева, В. Г. Гниловского, Г. А. Беликова, В. С. Маркарьянца, В. Г. Казанцева, Г. М. Рябушко, Гедеона – митрополита Ставропольского и Владикавказского (А. Н. Докукина), В. А. Казначеева, Феофана – епископа Ставропольского и Владикавказского (И. А. Ашуркова), а также двенадцать бронзовых барельефов для Аллеи почетных граждан г. Невинномысска. Санжаров также автор мемориальных досок в Ставрополе Г. К. Филиппскому, И. В. Кашпурову, В. В. Скрипчинскому, Е. С. Кузнецову и другим. Надо подчеркнуть, что скульптор делает некоторые работы за половину или треть стоимости, а то и бесплатно.

Скульптор Санжаров награжден медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», к 225-летию города Ставрополя – «Знаком Почета», от имени Российского Союза ветеранов Афганистана – орденом «За заслуги перед Родиной и Отечеством», постановлением Российской Общественной комиссии – серебряной медалью Петра Великого «За трудовую доблесть», а также медалью «За самоотверженный труд на благо России». За особые заслуги в монументальном творчестве Николай Федорович Санжаров включен в «Энциклопедический словарь Ставропольского края».

Мастер своими чуткими пальцами лепит из глины бюсты своих героев, затем их отливают в бронзе. Он прекрасно рисует, создает портреты, замечательно играет на разных инструментах, пишет оригинальные стихи. Талантливый человек талантлив во всем. В прошлом году в московском издательстве «Илекса» вышла книга-альбом, посвященная творчеству нашего земляка, члена Союза художников России. Книга называется «Скульптор Санжаров». В ней отражена вся жизнь скульптора, его удивительное творчество. Это богато иллюстрированное издание, представляющее интерес не только для тех, кто впервые знакомится с работами мастера, но и для нас, жителей г. Ставрополя, улицы и скверы которого украшают созданные им шедевры. Можно любоваться десятками скульптур, рисунков, эскизов. Мастер по-прежнему увлечен любимым делом, у него много новых планов. Хочется пожелать Николаю Федоровичу, нашему славному земляку, долгих лет жизни и дальнейших творческих подвигов во славу нашей ставропольской земли.

Л. И. Сыпина

// Ставропольский хронограф на 2011 год. – Ставрополь, 2011. – С. 51–55.